г. Санкт-Петербург
29 мая 2008 г. |
Дело N А21-6263/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Петренко Т.И.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3347/2008) Муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гвардейское городское поселение "Городское хозяйство" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.02.2008 по делу N А21-6263/2007 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования "Гвардейское городское поселение "Городское хозяйство"
3-е лицо: муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Гвардейский район" "Радуга"
о взыскании платы за негативное воздействие
при участии:
от заявителя: Кремков В.В., доверенность от 15.04.2008 N 06/2008
от ответчика: не явился, извещен.
от 3-го лица: не явился, извещен.
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области (далее - управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гвардейское городское поселение" "Городское хозяйство" (далее - предприятие, ответчик, МУП МО "Гвардейское городское поселение "Городское хозяйство") 18 414 593 рублей 33 копеек задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, их них: 8 866 986,25 рублей за 3-4 кварталы 2006 года и 9 547 607,08 рублей за 1 - 2 кварталы 2007 года.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования и просит взыскать 19 428 032,85 рублей задолженности по платежам (л.д.102).
Предприятие признало часть заявленных требований в размере 13 рублей 22 копеек за 1 квартал 2007 и 13 рублей 23 копейки за 2 квартал 2007, признание принято судом (л.д.165).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2007 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Гвардейский район" "Радуга".
Решением от 11.02.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МУП МО "Гвардейское городское поселение" "Городское хозяйство" просит отменить решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области не имеет право на принудительное взыскание платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов, оно наделено лишь правом контроля по объектам хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду является лицо, непосредственно осуществляющее размещение отходов, а именно: МУП МО "Гвардейский район" "Радуга".
МУП МО "Гвардейское городское поселение "Городское хозяйство" и МУП МО "Гвардейский район" "Радуга" надлежащим образом извещены о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представитель Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с уставом МУП МО "Гвардейское городское поселение "Городское хозяйство" создано для решения социальных задач, а именно, выполнение всех видов работ, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению и осуществляет следующие виды деятельности: организация оказания населению жилищно - коммунальных услуг, содержания и обслуживания объектов водо - и теплоснабжения, водоотведения, жилищно - коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения; организация обеспечения текущего содержания, водоснабжения и водоотведения, отопления и горячего водоснабжения, санитарной очистки и ремонта жилого фонда.
Управление начислило предприятию платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2006 года, 1,2 кварталы 2007 года в сумме 18 414 593 рублей 33 копеек и направило в адрес предприятия требование N 3796 об уплате платежа в добровольном порядке (т.1, л.д. 5-6).
В связи с тем, что предприятие в указанные в требовании от 13.08.2007 сроки не перечислило платежи за негативное воздействие на окружающую среду, управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона N 7-ФЗ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Взимание платы с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды также предусмотрено статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок).
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации любые виды деятельности, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2003 N КАС 03-167, признан недействующим пункт 9 указанного Порядка определения платы, предусматривавший бесспорный порядок взыскания с природопользователей платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем их взыскание производится в судебном порядке.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится природопользователями в соответствии с Порядком по утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.05.2006 N 459 форме и утвержденному Порядку заполнения и представления формы расчета платы.
Как следует из материалов дела, в соответствии со справкой от 13.06.2007 (т.1, л.д. 35) предприятием в период с 01.07.06 по 01.06.07 израсходовано всего 20 177 тысяч литров топлива. Таким образом, управление, рассчитывая сумму платежей в размере 14,73 рублей за 3 квартал 2006, 14,73 рублей за 2 квартал, 13,22 рублей за 1 квартал 2007, 13,22 рублей за 2 квартал 2007, правильно произвело расчет. Предприятие не оспаривает правильность произведенного расчета, согласно с начисление платежей в сумме 26,45 рублей за 1,2 кварталы 2007 года.
Довод предприятия об отсутствии у него оснований для внесения платежей за вредные выбросы в атмосферный воздух за 3,4 кварталы 2006 года ввиду того, что МУП "Городское хозяйство" создано в декабре 2006 года, опровергается представленным Управлением свидетельством серии 39 N 001031866, из которого следует, что предприятие поставлено на налоговый учет 15.06.2006 (т.1, л.д.33). Представленная предприятием новая редакция Устава МУП "Городское хозяйство" не означает создание нового юридического лица и тем самым не освобождает предприятие об обязанности по внесению платежей за негативнее воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2006 года.
Согласно той же справки от 13.06.2007 предприятием за период с 01.07.2006 по 01.06.2006 вывезено и размещено 38 242 куб.м твердых бытовых отходов населения (далее - ТБО) и 428 куб.м ТБО от деятельности самого предприятия.
Таким образом, поскольку предприятием не оспаривается правильность произведенных расчетов, требование управления по взысканию платежей в размере 4 785 674,40 рублей (11400 м3 ТБО населения) и 164 727,95 рублей (98 м3 - смет предприятия) за 3 квартал 2006 года, 3 862 123,20 рублей (9200мЗ ТБО населения) и 235 085,76 рублей (140мЗ смет предприятия) за 4 квартал 2006 года, 4 683 360,43 рублей (10 359,4мЗ ТБО населения) и 462 938 рублей (262мЗ смет предприятия) за 1 квартал 2007, 4 915 824 рублей (10873,6мЗ ТБО населения) и 318 269 руб. (176мЗ смет предприятия) за 2 квартал 2007, подлежит удовлетворению.
Довод предприятия о том, что платежи обязано вносить МУП МО "Гвардейский район" "Радуга", с которым заключен договор о возмездных услугах по вывозу и размещению твердых бытовых отходов населения от 01.06.2006, отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены или иной сделки по отчуждению отходов.
Плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду является собственник отходов, а отходы считаются размещенными их собственником. Доказательств того, что МУП МО "Гвардейский район" "Радуга" по договору от 01.06.2006 приобретает право собственности на отходы населения, предприятием ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.02.2008 по делу N А21-6263/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.И. Петренко |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6263/2007
Истец: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
Ответчик: МУП МО "Гвардейское городское поселение "Городское хозяйство"
Третье лицо: МУП МО "Гвардейский район "Радуга"
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3347/2008