г. Санкт-Петербург
28 мая 2008 г. |
Дело N А56-11036/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Савицкой И.Г., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2884/2008) ФГОУ СПО "Лисинский лесной колледж" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2008 по делу N А56-11036/2006 (судья И.М. Корушева), принятое
по заявлению ФГОУ СПО "Лисинский лесной колледж"
к ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: М.Н. Евдокимова, дов. N 01-8/28 от 22.01.2008
от ответчика: С.А. Семенченко, дов. N б/н от 09.01.2008
установил:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Лисинский лесхоз-техникум" (Лесной колледж) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Тосненскому району Ленинградской области (далее - инспекция) от 29.12.2005 N 14-08/89-05 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением от 17.05.2006 N 01-8/301/1 уточнены требования, заявитель просит признать недействительным решение инспекции от 29.12.2005 N 14-08/89-05 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления пени и штрафа; налога с владельцев транспортных средств, а также начисленных по нему пени и штрафа (том 1 л.д. 117).
Определением от 22.05.2006 суд приостановил производство по делу до разрешения вопроса о правопреемнике заявителя по полномочиям территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством. Определением от 07.05.2007 производство по делу возобновлено. Решением от 05.12.2007 суд отклонил заявленные требования.
С апелляционной жалобой на решение от 05.12.2007 обратилось Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Лисинский лесной колледж". При подаче жалобы заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с переименованием Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Лисинский лесхоз-техникум" в Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Лисинский лесной колледж". В обоснование ходатайства представлены приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 17.04.2007 N 190, Свидетельство о постановке на налоговый учет серии 47 N 002608084, Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 21 мая 2007 года серии 47 N 002617606. Определением апелляционного суда от 06.05.2008 в соответствии со статьей 48 АПК РФ произведена процессуальная замена заявителя на Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Лисинский лесной колледж" (далее - учреждение).
По мнению подателя жалобы, решение от 05.12.2007 подлежит отмене, поскольку судом неправильно применены положения статьи 129, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статей 41 и 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Учреждение считает, что сложившаяся правоприменительная практика также подтверждает отсутствие у лесхозов обязанности учитывать выручку от реализации древесины от рубок ухода за лесом при исчислении НДС. По этой же причине учреждение считает, что не является плательщиком налога с владельцев транспортных средств.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, указал, что оспаривает решение инспекции лишь в части доначисления НДС и налога с владельцев транспортных средств, налог на прибыль не оспаривал. Также представитель сообщил, что доначисление НДС оспаривает лишь по эпизоду, связанному с выручкой от рубок ухода за лесом, доначисление НДС 95425 руб. за август 2003 года в связи с неправомерным предъявлением указанной суммы к возмещению, фактически не оспаривал, но для отказа от этой части требований представитель не наделен соответствующими полномочиями.
Представитель инспекции апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда от 05.12.2007 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение от 29.12.2005 N 14-08/89-05 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" принято инспекцией на основании акта от 08.12.2005, составленного по результатам выездной налоговой проверки учреждения по соблюдению законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 30.06.2005.
Проверкой установлено, что в указанный период учреждением не в полном объеме исчислен НДС, поскольку не учтена выручка от реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом; необоснованно предъявлен к возмещению из бюджета НДС за август 2003 года в размере 95425 руб.; неправомерно применялась предусмотренная решением Малого Совета Леноблисполкома от 06.05.1993 N 13 льгота по налогу с владельцев транспортных средств.
Решением от 29.12.2005 N 14-08/89-05 учреждение привлечено к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предложено уплатить доначисленные НДС, налог на прибыль, налог с владельцев транспортных средств и соответствующие пени.
Учреждение обжаловало в судебном порядке решение от 29.12.2005 N 14-08/89-05 в части НДС, начисления пени и штрафа; налога с владельцев транспортных средств, а также начисленных по нему пени и штрафа.
По мнению учреждения, древесина, полученная от рубок ухода за лесом при ведении лесного хозяйства, не является товаром, а потому ее реализация объектом налогообложения; продажа такой древесины, осуществляемая специально уполномоченными лесхозами, не признается реализацией; продажа древесины не признается предпринимательской деятельностью; выручка от продажи древесины поступала в собственность государства.
Суд первой инстанции отклонил доводы заявителя, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Лесхоз-техникум в соответствии с Уставом является юридическим лицом - государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках, осуществляет реализацию программ среднего и начального профессионального образования, в том числе оказание платных дополнительных образовательных услуг, обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом, уход за лесами, в том числе рубки главного пользования, принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
В соответствии со статьей 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (введенного в действие с 01.01.2001) плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения, указаны в пунктах 1 и 2 статьи 146 Кодекса.
Согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Подпунктом 4 пункта 2 этой статьи предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности - в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи объектов налогообложения.
В данном случае учреждение осуществляло реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования. В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товар, следовательно, лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).
Применение к спорным правоотношениям положений подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно, так как операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями.
Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.
Несостоятелен довод учреждения о том, что средства, полученные от реализации древесины, наряду с бюджетными источниками финансирования направляются на ведение лесного хозяйства, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, учитываются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах.
При таких обстоятельствах вывод суда первой о наличии у учреждения объекта налогообложения, в связи с чем оно является плательщиком налога на добавленную стоимость, основаны на правильном применении норм материального права, а потому требования учреждения по эпизоду доначисления НДС в связи с реализацией древесины от рубок ухода за лесом правомерно отклонены.
Решение инспекции в части доначисления 95425 руб. НДС за август 2003 года, необоснованно предъявленного к возмещению из бюджета, также следует признать правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных положений главы 21 НК РФ следует, что момент предъявления сумм налога к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг), их фактической оплаты (включая сумму налога), а также с целью их приобретения. Реализация товаров (работ, услуг) в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
Из решения инспекции от 29.12.2005г. (пункт 3) следует, что указанная в налоговой декларации за август 2003 года сумма к возмещению из бюджета, не нашла подтверждения в бухгалтерском учете. Этот вывод инспекции учреждением фактически не оспорен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Ставка налога устанавливается с каждой лошадиной силы.
Пунктом 5 статьи 6 названного Закона предусмотрено, что увеличение (уменьшение) ставки налога относительно ставок, указанных в настоящей статье, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Решением Малого Совета Ленинградского областного совета народных депутатов от 06.05.1993 N 113 от уплаты налога с владельцев транспортных средств освобождены бюджетные предприятия и организации, не осуществляющие коммерческой деятельности.
Учреждение применяло эту льготу в 2002 году неправомерно, поскольку, как установлено налоговой проверкой, осуществляло предпринимательскую деятельность - реализацию древесины от рубок ухода за лесом.
Ссылки суда первой инстанции на положения пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и выводы относительно обязанности уплат учреждением налога на пользователей автомобильных дорог следует признать ошибочными, поскольку указанный налог учреждению не начислен.
Также ошибочными являются и выводы суда первой инстанции по эпизоду доначисления налога на прибыль, ибо решение инспекции в части доначисления налога на прибыль учреждение не оспаривало. К тому же, основанием доначисления налога на прибыль (пункты 2.2., 2.4 акта проверки, пункты 1, 2 решения) послужили выводы проверяющих о необоснованном завышении учреждением расходов.
Однако неправильные выводы суда в мотивировочной части не привели к принятию неправильного решения в отношении заявленных учреждением требований, в связи с чем апелляционная коллегия считает, что решение суда от 05.12.2007 подлежит оставлению без изменения.
Не рассмотренные судом первой инстанции доводы учреждения о признании недействительным решения инспекции от 29.12.2005 в части привлечения в налоговой ответственности в связи с отсутствием вины, отклоняются апелляционной инстанцией. К моменту проведения выездной налоговой проверки сложилась судебная практика по такой категории дел, о чем свидетельствует упомянутое инспекцией в решении постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1331/04. Следовательно, учреждение имело возможность внести соответствующие исправления в бухгалтерскую и налоговую отчетность, уплатить налоги и пени. Таким образом, следует признать необоснованной ссылку учреждения на положения пункта 7 статьи 3 НК РФ.
Расходы по государственной пошлине, уплаченной платежным поручением от 03.04.2008 N 468 в размере 1000 рублей, подлежат отнесению на ФГОУ СПО "Лисинский лесной колледж".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2007 по делу N А56-11036/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГОУ СПО "Лисинский лесной колледж" - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине в размере 1000 рублей отнести на подателя апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11036/2006
Истец: ФГОУ СПО "Лисинский лесной колледж", ГОУ СПО "Лисинский лесхоз-техникум (Лесной колледж)"
Ответчик: ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2884/2008