г. Санкт-Петербург
18 июня 2008 г. |
Дело N А21-949/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисова Г.В.
судей Зотеева Л.В., Шульга Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ( регистрационный номер 13АП-4873/08) ОАО "ОКОС" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.04.2008г. по делу А21-949/2008 (судья Мялкина А.В.)
по заявлению ОАО "Объединенные канализационно -водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" (ОАО "ОКОС")
к Отделу надзора на море, континентальном шельфе и регулировании морских работ по Калининградской области департамента Росприроднадзора в СЗФО
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явились-извещены ( уведомление N 43403)
от ответчика: Батовой Н.Э.- доверенность от 26.02.2008г. N РБ/692
установил:
ОАО "Объединенные канализационно -водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" ( ОАО "ОКОС") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзора на море, континентальном шельфе и регулировании морских работ по Калининградской области департамента Росприроднадзора в СЗФО 15.02.2008г. N 11-032/003-08 о привлечении общества к административной ответственности по ст.7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях за сброс сточных вод в нарушение требований действующего законодательства.
Решением суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "ОКОС" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, по тем основаниям, что в нарушение норм процессуального права суд первой инстанции по ходатайству заявителя не отложил рассмотрение дела, кроме того, в апелляционной жалобе общество сослалось на неполное выяснения судом обстоятельств дела, указав на получение в настоящее время лицензии на водопользование.
В судебное заседание представители общества не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Департамента против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Отдел надзора на море, континентальном шельфе и регулировании морских работ по Калининградской области департамента Росприроднадзора в СЗФО провел внеплановую проверку соблюдения ОАО "Объединенные канализационно -водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" ( ОАО "ОКОС") водного законодательства и законодательства в сфере природопользования при использовании Балтийского моря и Куршского залива для сброса сточных вод.
01.02.2008г. составлен акт N 11-003, в котором зафиксировано, что общество в 2006-2007 годах осуществляло эксплуатацию локальных очистных сооружений, расположенных в поселке Рыбачий на Куршской косе и пользование водным объектом- Куршским заливом для сброса сточных вод в отсутствие решения или лицензии на пользование водным объектом.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях , Департаментом 01.02.2008г. составлен протокол об административном правонарушении N 11-033.
На основании материалов проверки административным органом 15.02.2008г. вынесено постановление N 11-033/002-08 о признании ОАО "ОКОС" виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст.7.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях, с наложением штрафа в размере 10 000 рублей .
ОАО "ОКОС" с указанным постановлением не согласилось по тем основаниям, что сброс сточных вод осуществлялся не в водный объект , а непосредственно на рельеф, а за отсутствие лицензии общество уже привлекалось к ответственности по ст.8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая ОАО "ОКОС в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации пользование водными объектами (водопользование) представляет собой юридически обусловленную деятельность граждан и юридических лиц, связанную с использованием водных объектов.
Однако пользование водным объектом должно осуществляться только при условии получения специального разрешения (лицензии), порядок выдачи которой установлен названным Кодексом.
В силу статьи 48 Водного кодекса Российской Федерации лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий (лицензирующий орган в области водопользования), и признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.
Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов. Одним из основных сведений, содержащихся в лицензии на водопользование, является указание на способы и цели использования водного объекта (статья 49 Кодекса).
Статьей 86 Водного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383 утверждены Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии (далее - Правила). Согласно пункту 21 Правил лицензия на водопользование является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование водным объектом или его частью в течение установленного срока на определенных условиях.
Перечень видов специального водопользования утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.03.2005 N 70.
Согласно этому Перечню к специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, гидроэнергетики, рекреации, транспорта, строительства, рыбного хозяйства, охотничьего хозяйства, лесосплава, добычи подземных вод, полезных ископаемых, торфа и сапропеля, а также для иных целей, если указанные цели водопользования осуществляются с применением в том числе водоотводящих сооружений, предназначенных для сброса (закачки) в водные объекты, в том числе подземные, промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных, ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов.
Пунктом 4 Правил установлено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что локальные очистные сооружения в поселке Рыбачий в 2006-2007 годах находились на балансе и эксплуатировались ОАО "ОКОС" . Приказом общества от 24.12.2007г. N 139-А данные локальные очистные сооружения сняты с баланса основных средств и переданы на баланс администрации МО "Сельское поселение Куршская коса".
Использование водного объекта (Куршского залива) подтверждается данными, содержащимися в формах государственного статистического наблюдения "Сведения об использовании воды (форма "2-ТП ( водхоз)", предоставленных обществом. В соответствии с этими документами водным объектом- приемником сточных вод с очистных сооружений в поселке Рыбачий является Куршский залив ( в 2006 г. в залив сброшено 30 тыс. куб.м сточных вод, в 2007 г.- 25 тыс. куб.м.).
Апелляционный суд отмечает, что канал в который поступают сточные воды, называемый обществом мелиоративным, на самом деле является каналом, предназначенным для отведения сточных вод в Куршский залив. В акте N 144 от 22.08.2006г., на который ссылается общество, зафиксировано, что "сточные воды поступают от канализационной насосной станции по трубе в первый отстойник, далее во второй, а затем- в открытый грунтовой канал, заросший камышом, по которому транспортируется в Куршский залив"
Таким образом, ОАО "ОКОС", обслуживая локальные очистные сооружения, находящиеся в его хозяйственном ведении, осуществляло специальное водопользование, не имея специального разрешения (лицензии) на данное водопользование.
Административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий предусмотрена статьей 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до 10 000 рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно имеющемуся в материалах дела ответу Отдела водных ресурсов Калининградской области, являющегося структурным подразделением органа государственной власти, осуществляющего оформление лицензий (решений) на право пользования водными объектами ( исх. N Р-06-38 от 22.01.2008г. л.д.56) за получением лицензии (решения) на право пользования Куршским заливом с целью сброса сточных вод ( выпуск в п. Рыбачий) ОАО "ОКОС" не обращалось, поэтому довод апелляционной жалобы на получение лицензии на водопользование для выпуска в п. Заостровье Зеленоградского района , суд считает несостоятельным.
Апелляционный суд считает вывод суда о наличии в действиях ОАО "ОКОС" состава административного правонарушения, в том числе его вины, и о правомерности его привлечения к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях соответствующим материалам дела и нормам материального права.
В апелляционной жалобе обществом указано на процессуальное нарушение, выразившееся в неудовлетворении судом первой инстанции ходатайства общества об отложении рассмотрения дела, данное обстоятельство, по мнению заявителя, послужило препятствием для предоставления дополнительных доказательств.
В соответствии с ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ , при неявке в судебное заседание одной из сторон по делу, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в ее отсутствие. При этом суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине (ст.158 АПК РФ). Вопрос об уважительности причины суд решает самостоятельно.
Материалами дела подтверждается (л.д.23), что общество в связи с невозможностью направления в суд своего представителя направило в суд ходатайство об отложении судебного заседания назначенного на 13.03.2008г. Ходатайство судом удовлетворено, рассмотрение дела отложено на 25.03.2008. Таким образом, права общества не были нарушены и обществу была предоставлена возможность участвовать в рассмотрении дела и предоставлять дополнительные доказательства по делу.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную и объективную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.04.2008г. по делу N А21-949/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "ОКОС" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-949/2008
Истец: "Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" (ОАО "ОКОС")
Ответчик: Отдел надзора на море, континентальном шельфе и регулировании морский работ по Калининградской области Департамента Росприроднадзора по СЗФО
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4873/2008