г. Санкт-Петербург
16 июня 2008 г. |
Дело N А56-20620/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Мельниковой Н.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Куклиной Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1526/2008) ЗАО "Финскор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2008г. по делу N А56-20620/2007 (судья Савинова Е.В.), принятое
по заявлению ЗАО "ФИНСКОР"
к Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области
о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправление и его должностных лиц
при участии:
от заявителя: Чарских А.Ю. доверенность от 09.08.2007г. N 141-Д, Кудрявцев В.А. доверенность от 01.03.2007г. N 140-Д
от заинтересованного лица: Андриянова А.А. доверенность от 17.03.2008г. N 312
установил:
Закрытое акционерное общество "Финскор" (далее - ЗАО "Финскор", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействий) Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация) в части отказа ЗАО "Финскор" в заключении договора купли-продажи земельного участка под принадлежащей ему недвижимостью и обязании Администрации заключить с ЗАО "Финскор" договор купли-продажи земельного участка под зданием N 23 по улице Крепостной в городе Выборге площадью 1154,18 кв.м, включая дворовую территорию, необходимую собственнику для хозяйственного использования здания на основании положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 20.12.2007г. представитель истца уточнил, что просит признать отказ незаконным.
Решением суда от 29.12.2007г. в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Финскор" в части признания незаконным отказа Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в заключении договора купли - продажи земельного участка под принадлежащей ему недвижимостью отказано; оставлены без рассмотрения исковые требования ЗАО "Финскор" в части обязания Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области заключить с ЗАО "Финскор" договор купли-продажи земельного участка под зданием N 23 по улице Крепостной в городе Выборге площадью 1154,18 кв.м, включая дворовую территорию, необходимую собственнику для хозяйственного использования, на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации оставлены.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой ЗАО "Финскор" просит полностью отменить решение от 29.12.2007г. в связи с нарушением норм материального права; принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что ЗАО "Финскор" не направило в адрес Администрации проект договора купли-продажи с существенными условиями согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, не соответствует положениям пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, так как пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность: бесплатно (согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации), либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Кроме того, не соответствует положению Земельного кодекса Российской Федерации ссылка суда первой инстанции на то, что изготовление кадастрового плана не является обязанностью Исполнительного органа Муниципального образования, так как в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации именно орган местного самоуправления в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка, на основании заявления гражданина или юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа власти, на основании дежурной кадастровой карты (плана) содержащей сведения о местонахождении земельного участка и градостроительной документации, в месячный срок со дня поступления указанных заявлений, либо обращения, обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не учел истинную мотивацию отказов Администрации, выраженную в его письмах от 27.04.2007г. N Юр-266 и от 28.06.2007г. N Юр-386, фактически подтверждающую нежелание Администрации заключить договор с ЗАО "Финскор" по надуманным основаниям, и сослался в своем решении на не соответствующие положениям статей Земельного кодекса Российской Федерации нормы и правила.
Кроме того, неправомерны ссылки суда первой инстанции на не соблюдение ЗАО "Финскор" обязательной процедуры, предусмотренной статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, при заключении договоров в обязательном порядке для договора купли-продажи земельного участка, так как порядок приобретения земельных участков в собственность (приватизация) определяются специальным законом (пунктами 1-8 статьи 36 и статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представители ЗАО "Финскор" поддержали изложенные в апелляционной жалобе доводы.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Изменился состав суда, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела и исследование доказательств начато сначала.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2006г. по делу N А56-20798/2005, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2006г., за ЗАО "Финскор" было признано право собственности на первичный объект недвижимости - здание N 23 по ул. Крепостной в г. Выборге Ленинградской области (л.д. 70-74 том 1).
На основании постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2006г. по делу N А56-20798/2005 произведена государственная регистрация права собственности ЗАО "Финскор" на нежилое здание производственного корпуса обувной фабрики площадью 1623,1 кв.м., инв. N 219, литера А, этажность - 3, условный номер 47-01-46/2004-346, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, город Выборг, улица Крепостная, дом 23, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 14.08.2006г. серии 78-АА N 783214 (л.д. 30 т. 1).
ЗАО "Финскор" письмом от 18.04.2007г. N 72 обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Комитет) с просьбой о рассмотрении на заседании земельной комиссии вопроса о выкупе в собственность земельного участка кадастровый квартал 47:01:07-001 площадью 1154,18 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, город Выборг, улица Крепостная, дом 23, на котором расположен объект недвижимости, находящийся в собственности у заявителя (л.д. 6 т. 1).
В ответ на обращение Комитет 27.04.2007г. письмом N Юр-226 разъяснил, что выкупу испрашиваемого земельного участка препятствует неделимость его, так как на запрашиваемом земельном участке также находится объект недвижимости - двухэтажное здание с внутренним двориком, являющийся муниципальной собственностью муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (л.д. 7 т. 1).
Этим же письмом Комитет просил представить ЗАО "Финскор" правоустанавливающие документы, послужившие основанием для государственной регистрации права собственности объекта недвижимости, а также для подтверждения прохождения кадастрового учета указанного земельного участка Комитет предлагал ЗАО "Финскор" представить кадастровый план и доказательства согласования границ земельного участка со смежными землепользователями.
На основании пунктов 5, 6, 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации 08.06.2007г. ЗАО "Финскор" обратилось в Администрацию с заявлением N 92 о направлении в адрес заявителя проекта договора купли-продажи для приобретения земельного участка, на котором расположено здание кадастровый номер 47-01-46/2004-346, в собственность. Этим же заявлением Общество просило обеспечить в месячный срок с момента обращения изготовление кадастрового плана (карты) земельного участка и утверждения проекта его границ (красных линий) и присвоение кадастрового номера. Данное заявление ЗАО "Финскор" просило рассматривать как официальную оферту для заключения договора в обязательном порядке согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 8 т. 1).
В ответ на указанное заявление Комитет письмом от 28.06.2007г. N Юр-386 отказал Обществу в выкупе спорного земельного участка, сославшись на его неделимость, а также на отсутствие предмета договора купли-продажи, в связи с чем у ЗАО "Финскор" не имеется оснований для направления в адрес Администрации официальной оферты (л.д. 9 том 1).
Считая, что Администрация умышленно затягивает процесс продажи земельного участка под принадлежащей ЗАО "Финскор" недвижимостью, предлагая в качестве альтернативы данный земельный участок в аренду сроком на 49 лет, что является для Общества невыгодным, ЗАО "Финскор" обратилось на основании пунктов 1, 6-8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации ЗАО "Финскор" имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий Обществу на праве собственности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области решения о предоставлении земельных участков на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области принимается главой Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в виде постановлений, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству ( далее - Комитет) осуществляет функции, связанные с приемом и рассмотрением заявлений, готовит проект постановления главы Администрации о предоставлении земельного участка в собственность в случае принятия Комитетом по заявлению положительного решения о предоставлении земельного участка, а в случае принятия Комитетом решения об отказе в предоставлении земельного участка Комитет выдает заявителю письменный мотивированный отказ. На основании принятого главой Администрации постановления о предоставлении земельного участка в собственность Комитет, выступающий от имени продавца, направляет заявителю проект договора купли-продажи (пункты 1.3, 1.5, 2.6.3, 2.8 Положения).
ЗАО "Финскор" обратилось в арбитражный суд с требованием об оспаривании отказа Администрации в приватизации земельного участка.
Вместе с тем Администрация не принимала решение об отказе Обществу в выкупе спорного земельного участка. Решение об отказе от 28.06.2007г. N Юр-386 принято Комитетом, который не является ответчиком (заинтересованным лицом) в настоящем деле, в связи с чем требование, предъявленное к Администрации, не подлежит удовлетворению.
При этом апелляционный суд исключает выводы суда первой инстанции об обоснованности отказа в предоставлении Обществу земельного участка в собственность, которые суд первой инстанции не вправе был делать без привлечения к участию в деле Комитета, подписавшего письмо от 28.06.2007г. N Юр-386. С учетом данного обстоятельства апелляционный суд также не оценивает основания отказа, на которые указывает Комитет в письме от 27.04.2007г. N Юр-226, от 28.06.2007г. N Юр-386 и которые поддерживает Администрация при рассмотрении настоящего спора.
Требование об обязании Администрации заключить договор купли-продажи земельного участка заявлено как самостоятельное требование в порядке искового производства о понуждении Администрации заключить договор на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (то есть в обязательном порядке), в силу положений статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривающее соблюдение досудебного порядка в виде направления в адрес обязанной стороны проекта договора (оферты). При этом заявление Общества от 08.06.2007г. N 92 не может быть рассмотрено как оферта, так как не отвечает требованиям пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (не содержит существенные условия договора купли-продажи земельного участка, в том числе указания на объект купли-продажи согласно статье 37 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного данное требование обоснованно оставлено судом первой инстанции без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на обращение в Администрацию с заявлением в порядке пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (при отсутствии кадастровой карты (плана), предусмотренного пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации), ЗАО "Финскор" при оспаривании действий (отказа) Администрации не указывает на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов Общества в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации для рассматриваемого случая, то есть заявление Общества не направлено на восстановление его прав, которые заявитель считает нарушенными (пункт 3 часть 5 статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционный суд отмечает, что ЗАО "Финскор" не лишено возможности повторно обратиться с заявлением в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в орган местного самоуправления и в суд в случае нарушения его прав, сформулировав свои требования в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 декабря 2007 года по делу N А56-20620/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20620/2007
Истец: ЗАО "ФИНСКОР"
Ответчик: Администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1526/2008