г. Санкт-Петербург
25 июня 2008 г. |
Дело N А56-49309/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Петренко Т.И.
судей Зотеевой Л.В., Шульга Л.А.
Состав суда изменен на основании докладной записки от 19.06.2008. Дело рассмотрено сначала.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3017/2008) ООО "Агроторг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2008 по делу N А56-49309/2007 (судья Корушова И.М.), принятое
по заявлению ООО "Агроторг"
к Межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании решений и предписания административного органа
при участии:
от заявителя: Костиков М.В., доверенность от 01.04.2008
от ответчика: Петров Д.Ю., доверенность от 06.09.2007
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее - заявитель, ООО "Агроторг", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо - Западному федеральному округу (далее - Управление, Ростехнадзор, административный орган), N N 15-32-1/81026-1491/ПС, 15-32-1/81026-1492/ПС от 20.10.2007 и недействительным предписания Управления N 15-32-1/81026 - 2088/ПР от 20.11.2007.
Решением от 11.02.2008 суд удовлетворил заявленные требования частично. Суд признал незаконными и отменил постановление Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо - Западному федеральному округу N 15-32-1/81026-1491/ПС по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенного в отношении ООО "Агроторг", и постановление N 15-32-1/81026-1492/ПС от 20.10.2007 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" о признании недействительным предписания Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо - Западному федеральному округу N 15-32-1/81026-2088/ПР от 20.11.2007 суд отказал.
На указанное решение ООО "Агроторг" подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении требования ООО "Агроторг" о признании недействительными пунктов 2-5 предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды N 15-32-1/81026-2088/ПР от 20.11.2007. По мнению подателя жалобы, в нарушение части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом не была проведена проверка оспариваемого акта в части его соответствия закону и иным нормативным правовым актам, а также не установлены полномочия Управления по принятию такого акта.
В судебном заседании представитель ООО "Агроторг" поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Ростехнадзора просил оставить жалобу без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным в обжалуемой части.
Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, 05.10.2007 прокуратурой Кронштадтского района Санкт - Петербурга проведена проверка деятельности общества по вопросу соблюдения природоохранного законодательства в магазине, расположенном по адресу: город Кронштадт, проспект Ленина, дом 8 помещение 1Н литер А.
В ходе проверки установлено, что в процессе деятельности общества образуются отходы продукции и бытовые отходы, в том числе, люминесцентные и электрические лампы. В нарушение требований законодательства у общества не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и паспорта опасных отходов; на предприятии отсутствуют работники, имеющие допуск на право работы с опасными отходами; и общество не осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
В этот же день прокуратура Кронштадтского района Санкт - Петербурга вынесла постановления о возбуждении дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.2, 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением Ростехнадзора N 15-32-1/81026-1491/ПС от 20.10.2007 заявитель привлечен к административной ответственности в виде взыскания штрафа 50 000 рублей по статье 8.2 КоАП РФ.
Постановлением Управления N 15-32-1/81026-1492/ПС от 20.10.2007 на общество наложен штраф в размере 50 000 рублей по статье 8.41 КоАП РФ.
Кроме того, административным органом в отношении ООО "Агроторг" вынесено предписание N 15-32-1/81026-2088/ПР от 20.11.2007 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Управление предписало ООО "Агроторг" пройти обучение руководителю предприятия, ответственному за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (пункт 1), пройти профессиональную подготовку лицам, допущенным к обращению с опасными отходами, подтверждающую свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами (пункт 2), разработать и согласовать установленным порядком паспорта опасных отходов и документы, подтверждающие отнесение отходов образующихся в результате деятельности юридического лица конкретному классу опасности (пункт 3), произвести уплату средств за негативное воздействие на окружающую среду за период 2006 - 2007 годов (пункт 4), разработать ПНО и ЛРО, получить установленным порядком лимиты на размещение отходов по объекту - продовольственный магазин "Пятерочка" и осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду в установленные сроки.
В соответствии с положениями статей 6 и 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъекта федерации относится осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Согласно Федеральному закону РФ от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" главным распорядителем средств федерального бюджета -
администратором доходов федерального бюджета является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а в соответствии со статьей 5 данного Закона администраторам платы вменено в обязанности осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Статьей 66 Закона N 7-ФЗ государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.
С учетом названных норм Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и его территориальные управления имеют полномочия по вынесению оспариваемого предписания.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 11 Закона N 7-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
При этом согласно статье 1 Закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона N 7-ФЗ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Статьей 73 Закона N 7-ФЗ установлено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
В материалах дела отсутствуют доказательства прохождения руководителя или иными работниками общества подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Обязанность иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами, лицам, которые допущены к обращению с опасными отходами установлена пунктом 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 22, пункту 1 статьи 3 Закона N 7- ФЗ, статей 11, 14 и пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ юридические лица обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и иметь паспорта опасных отходов.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое предписание соответствуют нормам законодательства.
Решение суда первой инстанции в обжалуемой части вынесено с правильным применением норм материального права, при отсутствии нарушений норм процессуального права, поэтому не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2008 по делу N А56-49309/2007 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Агроторг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.И. Петренко |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49309/2007
Истец: ООО "Агроторг"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо-Западному федеральному округу