г. Санкт-Петербург
25 июня 2008 г. |
Дело N А56-5730/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Гафиатуллиной Т.С.
судей Герасимовой М.М., Марченко Л.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Ворцман Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП- 4975/2008) ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2008 по делу N А56-5730/2008
(судья Несмиян С.И.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
о взыскании 279 000 руб.
при участии:
от истца: представителя Пудовой Т.С. (доверенность от 26.12.2007 N 11/2-100)
от ответчика: представитель не явился (извещен)
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", ответчик) о взыскании 279 000 руб. штрафа за неочистку вагонов.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2008 требования ОАО "РЖД" удовлетворены в полном объеме. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что факт неочистки вагонов ответчиком подтвержден актами общей формы, по которым ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" не направило разногласий или возражений в соответствии с требованиями пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Не согласившись с выводами указанного судебного акта, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2008 отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, не дана правовая оценка добросовестности действий ОАО "РЖД" при требовании от ответчика уплаты штрафа за неочистку вагонов от остатков чужих грузов.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что после выгрузки ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" 62 вагонов, поданных под погрузку ОАО "РЖД" в период с 12.03.2007 по 30.03.2007, Октябрьской железной дорогой установлен факт неполной очистки вагонов от остатков груза - угля, о чем составлены акты общей формы: N N 484/2,485/2, 2/488, 2/514, 2/515, 483/2, 459/2, 449/2, 448/2, 447/2, 2/517, 2/518, в которых имеются отметки: "Груз погружен на остатки ранее перевозимого груза. Грузополучатель от зачистки ранее перевозимого груза отказался".
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения ОАО "РЖД" в суд с иском о взыскании с ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" 279 000 руб. штрафа в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) и пунктом 8 Правил очистки вагонов и промывки контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 N 46 (далее - Правила).
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле документов, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 44 Устава железнодорожного транспорта после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 1 Правил очистки вагонов установлено, что данные Правила разработаны в соответствии со статьей 44 Устава железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 8 Правил очистки вагонов, при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов. Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.
Пунктом 2 Правил очистки вагонов предусмотрено, что очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.
Таким образом, грузополучатель, осуществляющий своими средствами выгрузку, обязан очистить вагоны не только от остатков перевозимого в его адрес груза, но и от остатков ранее перевозимых грузов.
Согласно статье 103 Устава железнодорожного транспорта в случае нарушения грузополучателем требований, установленных статьей 44 УЖТ РФ, грузополучатель уплачивает перевозчику штраф в размере 45 и 15 размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.
Факт неочистки ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" вагонов подтвержден актами общей формы, в которых зафиксировано наличие остатков груза в вагонах после их разгрузки ответчиком.
Материалами дела подтверждается, что представитель ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" присутствовал при составлении актов общей формы и подтвердил, что в вагонах имеются остатки ранее перевозимого груза. Поскольку в отношении данных актов в соответствии с требованиями пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, в течение суток со дня их составления ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" не направило разногласий или возражений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные акты являются надлежащими доказательствами факта неочистки вагонов.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не дана правовая оценка добросовестности действий ОАО "РЖД" при требовании от ответчика уплаты штрафа за неочистку вагонов от остатков чужих грузов отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции как необоснованные нормативно-правовыми актами.
В силу статьи 20 Устава железнодорожного транспорта на перевозчика возложена обязанность по определению технической пригодности подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры.
Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен вагонов исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны.
В материалах дела отсутствуют доказательства выставления грузоотправителем возражений против подачи железной дорогой порожних неочищенных вагонов.
Поскольку факт нарушения ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" требований статьи 44 Устава железнодорожного транспорта подтвержден надлежащими доказательствами, то ОАО "РЖД" правомерно начислило ему установленный статьей 103 Устава железнодорожного транспорта штраф.
При изложенных выше обстоятельствах оспариваемое решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 марта 2008 года по делу N А56-5730/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.М. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-5730/2008
Истец: ОАО "Российские железные дороги" - филиал "Октябрьская железная дорога"
Ответчик: ОАО "МОРСКОЙ ПОРТ САНКТ-ПЕРЕБУРГ"
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4975/2008