г. Санкт-Петербург
26 июня 2008 г. |
Дело N А26-686/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.А.Шульга
судей Г.В.Борисовой, Л.В.Зотеевой
при ведении протокола судебного заседания: И.С.Калининой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3789/2008) ООО "Городская Транспортная Компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13 марта 2008 года по делу N А26-686/2008 (судья Н.А.Кришталь), принятое
по заявлению ООО "Городская Транспортная Компания"
к Министерству экономического развития Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская Транспортная Компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства экономического развития Республики Карелия (далее - Министерство, административный орган) N 3-2008 от 01.02.2008 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 13 марта 2008 года суд в удовлетворении заявления отказал. Суд первой инстанции посчитал доказанным в действиях Общества состава вменяемого ему правонарушения, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, а именно: самовольном установлении стоимости проезда по установленному с Администрацией города Петрозаводска маршруту в размере 12 рублей с 14.01.2008г.
Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.03.2008г. по делу N А26-686/2008 и удовлетворить требование Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Общество заявило о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права. По мнению Общества, у него не имелось возможности выполнить предписания соответствующих правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, ввиду отсутствия нормативных актов, определяющих порядок установления тарифов на услуги по перевозке общественным транспортом коммерческими организациями. Нормативно-правовой акт об утверждении тарифов на перевозку пассажиров автобусами по городским маршрутам органами местного самоуправления г. Петрозаводска не принят.
ООО "Городская Транспортная Компания" и Министерство экономического развития Республики Карелия, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не направили своих представителей, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Министерство экономического развития Республики Карелия заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено судом.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения. По мнению Министерства, действиями по самостоятельному установлению тарифов Общество посягнуло на исключительную компетенцию государства по государственному регулированию цен и тарифов, тем самым, создав угрозу общественным отношениям в этой области. По мнению Министерства, событие административного правонарушения является доказанным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Петрозаводска проведена проверка соблюдения ООО "Городская Транспортная Компания" законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) на услуги общественного транспорта.
В ходе проверки установлено, что Общество на основании выданной Карельским республиканским отделением Ространсиниспекции лицензии от 16 января 2007 г. и в соответствии с расписанием движения автобусов городского сообщения, согласованного Администрацией города Петрозаводска, и на основании договора N 2 от 29 марта 2007 г. о порядке организации транспортного обслуживания населения города Петрозаводска, заключенного между Муниципальным образованием г. Петрозаводск в лице Администрации города Петрозаводска и ООО "Городская Транспортная Компания", осуществляет деятельность в сфере оказания услуг общественного транспорта по маршрутам городского сообщения N 2 и N 64.
По результатам проведенной прокуратурой г. Петрозаводска проверки выявлено, что стоимость проезда в автобусах городского сообщения на маршрутах, используемых Обществом, составляет 10 рублей за одну поездку согласно приказу N 08 от 29 марта 2007 г., фактически по маршруту городского транспорта N 64 перевозка осуществляется за 12 рублей. Администрацией города Петрозаводска стоимость проезда на маршрутах городского сообщения N 2 и N 64 не устанавливалась.
По факту незаконного установления тарифов на услуги общественного транспорта и взимания платы за проезд на городских маршрутах N 2 и N 64 в размере 10 и 12 рублей за одну поездку в отношении ООО "Городская Транспортная Компания" 14 января 2008 г. прокурором города Петрозаводска вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направлено для рассмотрения по подведомственности в Министерство экономического развития Республики Карелия.
01.02.2008 Министерством экономического развития Республики Карелия вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 3-2008, которым ООО "Городская Транспортная Компания" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности и наложения штрафа Министерство экономического развития Республики Карелия указало на нарушение Обществом действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), выразившееся в неправомерном установлении и взимании платы за проезд с 29 марта 2007 г. в размере 10 рублей на маршрутах N 2 и N 64 и с 14 января 2008 г. в размере 12 рублей на маршруте N 64.
Не согласившись с постановлением Министерства экономического развития Республики Карелия, Общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд признал жалобу ООО "Городская Транспортная Компания" подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет административную ответственность.
Как следует из материалов дела, Обществу вменяется применение неправомерного установления и взимания платы за проезд в размере 10 и 12 рублей за одну поездку на автобусном маршруте N 2 и N 64.
Согласно статье 1 Закона Республики Карелия от 26.12.1995 N 221 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Карелия по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг" полномочиями по регулированию цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Статьей 3 указанного Закона регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении осуществляется путем установления фиксированных розничных цен (тарифов).
Из изложенных норм следует, что установление размера провозной платы на городском общественном транспорте входит в компетенцию органа местного самоуправления.
В постановлении административного органа указано, что тариф на перевозку пассажиров на регулярных городских маршрутах не установлен. Административным органом также не представлен нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок ценообразования в городе Петрозаводске, нарушение которого вменяется Обществу.
Как следует из письменных пояснений Министерства от 18.06.2008г. N 1.4-15/3579, порядок ценообразования органом местного самоуправления города Петрозаводска не принимался.
Объективную сторону вмененного Обществу правонарушения составляет нарушение установленного порядка ценообразования, выразившееся, по мнению административного органа, в неправомерном установлении платы за проезд при осуществлении транспортного обслуживания населения г. Петрозаводска.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административный орган, привлекая Общество к ответственности не указал, какую норму права нарушило Общество. Нормативные акты, на нарушение которых ссылается административный орган и суд первой инстанции, определяют полномочия соответствующих органов по регулированию цен (тарифов), а не юридических лиц, применяющих эти цены (тарифы).
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает в действиях Общества вины в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является обстоятельством, исключающим применение меры административной ответственности в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13 марта 2008 года по делу N А26-686/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства экономического развития Республики Карелия по делу об административном правонарушении N 3-2008 от 01 февраля 2008 года, вынесенное в отношении ООО "Городская Транспортная Компания".
Возвратить ООО "Городская Транспортная Компания" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-686/2008
Истец: ООО "Городская Транспортная Компания", Гершеев Сергей Иванович (для ООО "Городская Транспортная Компания"
Ответчик: Министерство экономического развития Республики Карелия
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3789/2008