г. Санкт-Петербург
30 июня 2008 г. |
Дело N А56-41349/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Г.В.Борисовой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2830/2008) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2008 по делу N А56-41349/2007 (судья Трохова М.В.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Северо-Западный Телеком"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о признании незаконным постановления
при участии:
от истца (заявителя): предст. Коркунов С.Ф. - доверенность N 35-08/13 от 10.01.2008
от ответчика (должника): предст. Плошкина Н.С. - доверенность N ОВ/5015 от 16.06.2008; предст. Хомкалова М.Г. - доверенность NОВ/5119 от 31.10.2007
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (далее - Общество, ОАО "СЗТ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление, УФАС) от 26.09.2007 по делу N 09/4574/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 19.02.2008 заявленное обществом требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе УФАС просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, выводы суда о том, что информация, размещенная на оборотной стороне квитанции на оплату услуг телефонной связи, не является рекламой, противоречат пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы жалобы. ОАО "Северо-Западный Телеком" просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу УФАС - без удовлетворения, в судебном заседании поддержало доводы, изложенные в письменном отзыве.
Как усматривается из материалов дела, основанием для проведения проверки соблюдения ОАО "Северо-Западный Телеком" законодательства о рекламе послужило обращение гражданина Архипова А.К. с жалобой о распространении оператором связи ненадлежащей рекламы об услуге "Домашний Интернет Авангард ADSL".
По результатам проверки комиссией УФАС было вынесено решение от 14.09.2007, которым Общество было признано нарушившим часть 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", которое выразилось в отсутствии в рекламе услуги "Домашний Интернет Авангард ADSL" части существенной информации об условиях ее приобретения или использования.
Предписанием от 14.09.2007 ОАО "СЗТ" было предложено снять с распространения ненадлежащую рекламу услуги "Домашний Интернет Авангард ADSL", поскольку в ней отсутствуют указания на то, что услуга предоставляется абонентам ОАО "СЗТ" при наличии следующих условий:
- технической возможности АТС;
- отсутствия задолженности перед ОАО "СЗТ".
25.09.2007 уполномоченным лицом Управления в отношении ОАО "СЗТ" в присутствии законного представителя Общества был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 26.09.2007 Общество привлечено к административной ответственности согласно вышеуказанной квалификации с наложением административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления УФАС от 26.09.2007.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, влекущего административную ответственность по статье 14.3 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Как видно из материалов дела, на обратной стороне квитанций на оплату услуг телефонной связи, направляемых абонентам ОАО "СЗТ", содержалась информация о новом тарифном плане на услуги, предоставляемые ОАО "СЗТ".
Абонентам предлагался тариф по одновременной оплате местной телефонной связи и услуги "Авангард" - неограниченный высокоскоростной доступ в сеть Интернет и в то же время свободная телефонная линия.
Помимо цифр тарифных ставок в объявлении содержалась информация о порядке использования предлагаемого тарифного плана следующего содержания: "Для того, чтобы воспользоваться специальным пакетным предложением, Вам необходимо:
- быть абонентом услуги "Авангард" или оформить её подключение в любом Центре обслуживания клиентов Петербургского филиала ОАО "Северо-Западный Телеком";
- выбрать тарифный план "Безлимитный" на услуги местной телефонной линии".
Данные предложения сопровождалось обращением "Уважаемый абонент" и отсылкой к сайту "www.avangard-dsl.ru" и справочному телефонному номеру "057".
Текст информации на оборотной стороне квитанций имеет варианты:
- в информации на квитанции N 044 от 28.02.2007г. указаны особенности тарифных планов (сайт www.ptn.ru и телефон для справки 09 или 069) и специально выделено "Специальное пакетное предложение" - тарифный план "безлимитный" с одновременной оплатой услуги "Авангард" и местной телефонной связи. Указаний на возможность подключения услуги "Авангард" не имеется (л.д.91-92);
- в информации на оборотной стороне квитанции N 042 от 31.01.2007г., указаны только тарифные планы на услуги местной телефонной связи.
По запросу Управления ООО "СЗТ" представило информацию о рекламе услуги "Авангард", указав, что в мае - июне 2007 г. реклама была размещена на радиостанциях города Санкт-Петербурга, в сети Интернет и при проведении промо-акций по согласованным макетам буклета и купона для проведения акций. Содержание объявлений в Интернете связано с предложениями и условиями подключения ADSL "Авангард".
В силу статьи 3 Закона о рекламе в целях названного Закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
Суд первой инстанции, проанализировав имеющиеся в деле материалы, пришел к обоснованному выводу о том, что совокупность размещенных материалов содержит условия подключения к системе, в том числе и о том, что подключение осуществляется при наличии действующей телефонной линии и свободного оборудования ADSL на АТС, к которой подключена телефонная линия.
Управлением признаны не надлежащей рекламой также рекламные модули, размещаемые в сети Интернет и купоны, поскольку в этих продуктах отсутствует информация, что данная услуга технически доступна не всем абонентам, и предоставляется при отсутствии задолженности перед ОАО "СЗТ".
Однако, как правомерно указал суд, Управление не исследовало вопросы о качестве рекламной информации, размещенной на радиостанциях "Европа плюс", "Дорожное радио", Радио "Максимум", Радио "Рекорд" в связи окончанием действий договоров Общества с радиостанциями в мае-июне 2007 г.
При этом судом установлено, что информация, размещенная в сети Интернет на сайте ОАО "СЗТ" адресована к его абонентам, то есть к определенному кругу лиц. Купон (квитанция) содержит информацию, прямо обращенную к абонентам ADSL, а также номер телефона и электронный адрес ООО "СЗТ" для получения дополнительной информации.
Информация на рекламных модулях, размещаемых в сети Интернет и купонах, имеет признаки рекламы, данные в указанных определениях ФЗ "О рекламе". Однако, как правильно указал суд, существенное отличие от упомянутых определений заключается в том, что потребителями указанного продукта могут быть только абоненты ОАО "СЗТ" равно как и ОАО "СЗТ" может предоставить эту услугу только своим абонентам. Такое ограничение круга лиц, к которым обращена реклама и ограниченность "рынка" обращения услуги выводит информацию, размещенную ОАО "СЗТ" из общего понятия рекламы, установленного Законом.
Судом обоснованно отклонен довод УФАС о том, что отсутствие в рекламной информации условий о том, что "услуга технически доступна не всем абонентам и предоставляется при отсутствии задолженности перед ОАО "СЗТ", искажает смысл информации и вводит потребителя в заблуждение. Как установлено судом и не оспаривается Управлением, присоединение услуги Авангард предоставляется только абонентам ОАО "СЗТ". Каждый абонент местных телефонных сетей ОАО "СЗТ" в обязательном порядке обязан заключить договор на получение этой услуги в соответствии со ст.ст. 426, 427, 779 ГК РФ, ФЗ "О связи", правилами оказания услуг связи. Согласно п.2.1.1 договора в случае нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг оператор связи вправе приостановить оказание услуг до устранения нарушений. Кроме того, на каждой квитанции на оплату услуг связи имеется напоминание о том, что в случае несвоевременной оплаты оказание услуг телефонной связи может быть приостановлено (л.д.91).
Из логического толкования части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" следует, что реклама не может быть признана недопустимой при одном лишь отсутствии в ней какой-либо существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если это не привело к искажению смысла информации и введению в заблуждение потребителя рекламы.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что не указание в информации (купоне) условия об обязательном отсутствии задолженности по обязательствам перед оператором связи не искажает информации, содержащейся в купоне, и не вводит в заблуждение потребителя относительно возможности получения дополнительной услуги при наличии задолженности.
Таким же неосновательным расширением положений части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" является указание на то, что отсутствие сведений о технических возможностях АТС абонента вводит его в заблуждение или искажает информацию. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, все информационные сообщения об услуге "Авангард" представленные в дело, содержат реквизиты оператора (адрес сайта и номер справочного телефона), по которым можно узнать об условиях подключения к определенным индивидуальным телефонным сетям. Информация на купоне прямо указывает на то, что для получения дополнительной информации о возможности подключения к услуге необходимо обратиться к оператору связи. Условия подключения услуги "Авангард" требуют обязательного заключения договора и исполнение его условий. Ни в одном из имеющихся в деле информации-сообщении (купоне) не указано на безусловность возможности такого подключения для каждого абонента. Помимо этого, в информации, расположенной в Интернете, описаны все условия подключения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что отсутствующая информация не искажает смысла рекламы и не вводит в заблуждение потребителя, является правильным, следовательно, правовых оснований для привлечения ОАО "СЗТ" к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ не имелось.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление правомерно признано судом незаконным и отменено.
Суд первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования установил фактические обстоятельства дела, которые подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, и дал им надлежащую оценку, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы УФАС не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2008 по делу N А56-41349/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41349/2007
Истец: ОАО "Северо-Западный Телеком
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области