г. Санкт-Петербург
01 июля 2008 г. |
Дело N А56-40979/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4969) Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2008 по делу N А56-40979/2007 (судья Градусов А.Е.), принятое
по заявлению ООО "Волхов"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Ленинградской области
о признании недействительным решение
при участии:
от истца (заявителя): Рулько А.П. - директор ООО "Волхов", протокол N 1 от 15.01.2007.
от ответчика (должника): Конецкая Е.Ю., доверенность от 09.01.2008 N 03-05/05.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Волхов" (далее - общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 20.09.2007 N 309 о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика в части суммы налога в размере 1 118 руб., и пени в размере 56,62 руб.
Решением суда первой инстанции от 19.03.2008 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Общество необоснованно исчислило транспортный налог по автомобилю ГАЗ-2705 по ставке, установленной Законом Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-ОЗ "О транспортном налоге" для легковых автомашин, поскольку исходя из содержания статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), отраслевой нормали ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями", указанный автомобиль относиться к грузовым автомобилям.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации Общества по транспортному налогу за 2006 год, по итогам которой составлен акт проверки от 23.05.2007 N 10-11 и вынесено решение от 06.07.2007 N 105. Данным решением налогового органа Обществу доначислен транспортный налог в сумме 1118 руб. и пени в сумме 56,62 руб., а также Общество привлечено к ответственности по п.1 ст.119 НК РФ.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Инспекции о неправомерности исчисления суммы транспортного налога по принадлежащему налогоплательщику транспортному средству ГАЗ-2705 регистрационный знак В 47 КА 47 по ставке 12 руб. за 1 л.с. (легковой автомобиль), в то время как данный автомобиль следует относить к грузовым и налог по нему должен исчисляться по ставке 25 руб. за 1 л.с.
Во исполнение указанного решения налогового органа в адрес Общества было выставлено требование от 27.07.2007 N 161 об уплате налога, пени, штрафа.
Поскольку данное требование Обществом не исполнено в добровольном порядке, Инспекция вынесла решение от 20.09.2007 N 309 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя.
Общество, не согласившись с решением от 20.09.2007 N 309, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, руководствовался положением п.7 ст.3 НК РФ, указав на отсутствие единого подхода и неоднозначности оценок нормативных положений по определению категории транспортного средства и подлежащих применению налоговых ставок, в том числе и в отношении модели ГАЗ-2705.
Апелляционный суд заслушав представителей сторон, изучив материалы дела оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса.
В пункте 1 статьи 358 НК РФ определено, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются - как следует из статьи 361 НК РФ - законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
На территории Ленинградской области транспортный налог введен Законом Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-ОЗ "О транспортном налоге". В соответствии со статьей 1 этого Закона (в редакции, действующей в проверяемый период) ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) определена в размере 12 руб., для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. - 25 руб.
Порядок регистрации транспортного средства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
В силу пункта 2 этого нормативного акта все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД).
Спорное транспортное средство, зарегистрировано в органах ГИБДД как фургон цельнометаллический категории В.
Согласно Методическим рекомендациям по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ (утв. НИИАТ Минтранса России 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте России 20.10.2004, ЭКЦ МВД России 18.10.2004, НПСО "ОТЭК" 20.10.2004 во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств") легковые автомобили - это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, не считая места водителя.
Отнесение в целях исчисления налога того или иного вида автотранспортного средства к категории легковых автомобилей следует осуществлять в зависимости от категории транспортных средств по классификации, установленной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII (Письмо ФНС России от 07.06.2007 N 04-3-04/000649 "О транспортном налоге"). Как следует из п. 5 Приложения N 6 к названной Конвенции, автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, относятся к категории "В".
Определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов, а основным документом, на основании которого устанавливают тип транспортного средства, является выданный этим органом паспорт транспортного средства.
Паспорт транспортного средства (далее - ПТС) был введен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 с 01.07.1993 и определен как документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.
В соответствии с вышеназванным Постановлением Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение о ПТС), в котором приведена классификация транспортных средств, аналогичная классификации по вышеназванной Конвенции.
Согласно Приложению N 2 к Положению о ПТС в ПТС по строке "Категория ТС" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией (например, "В" - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми).
При определении категории транспортного средства органом сертификации учитываются технические характеристики и особенности конструкции, и используется классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее - КВТ ЕЭК ООН) и ГОСТом Р 51709-2001, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст.
В соответствии с указанными документами категории "В" транспортных средств по классификации Конвенции соответствует категория M1 по классификации КВТ ЕЭК ООН.
Таким образом, соответствующая запись в ПТС по строке "Категория ТС" является основой для решения вопроса об отнесении конкретного транспортного средства к легковым автомобилям.
Категория транспортного средства, указанная в паспорте транспортного средства, определяется органами МВД России на управление данными транспортными средствами.
Исходя из вышеизложенного, если автотранспортное средство имеет характеристики транспортного средства, относящегося к категории M1, а в его ПТС указана категория "В", соответствующая классификации транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих, кроме места водителя, не более 8 сидячих мест для сиденья, то данное транспортное средство отвечает понятию легкового автомобиля.
Спорное транспортное средство зарегистрировано в подразделении ГИБДД МВД РФ. Налогоплательщик представил паспорт транспортного средства 52 ЕС 131119, согласно которому определена категория транспортного средства - "В". В данном случае налогоплательщик владеет автомобилем ГАЗ-2705 (имеющим несколько модификаций) регистрационный знак В 477 КА 47 в модификации, не имеющей грузовой платформы и штатно оборудованной сидениями на 6 пассажирских мест.
В паспорте транспортного средства 52 ЕС 131119 в графе 3 не указан тип транспортного средства - "грузовой" и не содержится указания на то, что данное транспортное средство является грузовым и предназначено для перевозки грузов. По запросу налогового органа о принадлежности транспортного средства ГАЗ-2705 к грузовым или легковым автомобилям орган ГИГДД сообщил, что на основании одобрений типа транспортного средства в графе 3 ПТС "Тип транспортного средства" внесены следующие данные - "фургон цельнометаллический (общего назначения)". В ответе органа ГИБДД также не содержится указания на то, что данное транспортное средство относится к грузовым и предназначено для перевозки грузов.
Как следует из материалов дела в соответствии с данными ПТС спорный автомобиль имеет характеристики транспортного средства, относящегося к категории М1, а в ПТС указана категория "В". Следовательно, транспортный налог по спорному транспортному средству подлежит уплате исходя из установленных ставок налога для легковых автомобилей.
Ссылка налогового органа на отраслевую нормаль ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и сведения производителя признаются апелляционным судом необоснованной.
Отраслевая нормаль ОН 025 270-66 и Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 не подлежат применению при определении категории автомототранспортных средств, поскольку указанные документы предназначены не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств в соответствующих отраслях промышленности. Определения и термины, используемые в указанных документах, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенными в пункте 1 статьи 361 Кодекса. Так, дифференциация ставок транспортного налога по виду транспортного средства "фургон цельнометаллический" в законодательстве, регулирующем порядок исчисление и уплаты транспортного налога отсутствует.
Данная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2007 по делу N 5336/07.
Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ оценил представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая положения п. 7 ст. 3 НК РФ и п.5 ст. 200 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о принадлежности транспортного средства Общества к легковым автомобилям, и как следствие, признал недействительным оспариваемое решение налогового органа в оспариваемой части.
В апелляционной жалобе инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 марта 2008 г. по делу N А56-40979/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40979/2007
Истец: ООО "Волхов"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N5 по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4969/2008