г. Санкт-Петербург
03 июля 2008 г. |
Дело N А26-702/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.С.Копыловой
судей Е.К.Зайцевой, И.В.Масенковой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Д.Семеновой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5366/2008) ЗАО "Ладвинский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2008г. по делу N А26-702/2008 (судья И.А.Зинькуева), принятое
по иску ГУ Республики Карелия "Ладвинское центральное лесничество"
к ЗАО "Ладвинский леспромхоз"
о взыскании 40.194 руб. 15 коп.
при участии:
от истца: не явился
от ответчика: Устинова О.А. по доверенности от 02.05.2007г.
установил:
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.04.2008г. в полном объеме удовлетворены исковые требования Государственного учреждения Республики Карелия "Ладвинское центральное лесничество" (далее - Лесничество) о взыскании с ЗАО "Ладвинский леспромхоз" (далее - Леспромхоз) неустойки за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998г. N 551 (далее - Правила отпуска древесины на корню) в сумме 40.194 руб. 15 коп. Суд первой инстанции применил нормы Лесного кодекса РФ от 29.01.1997г. N 22-ФЗ и Правил отпуска древесины на корню, отклонив доводы ответчика об отсутствии в настоящее время нормативного регулирования ответственности за совершенное им лесонарушение.
Ответчиком подана и в судебном заседании подержана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению, и отказать в иске. При этом ответчик не оспаривает ни факт имевших место лесонарушений, ни размер рассчитанной истцом неустойки. По мнению подателя жалобы, вступивший в действие с 01.01.2007 Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не предусматривает процедуры освидетельствования мест рубок и начисления неустоек за нарушение лесохозяйственных требований, а поскольку законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, применяются постольку, поскольку они не противоречат новому Лесному кодексу Российской Федерации, с 01.01.2007 не подлежат применению нормативные правовые акты, устанавливающие порядок поведения освидетельствования и начисления неустоек, в том числе и разделы VI и VIII Правил отпуска древесины на корню. Указывает, что за нарушение лесного законодательства лицо может быть привлечено к ответственности либо на основании статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в порядке, установленном частью 2 статьи 100 действующего Лесного кодекса. Полагает, что с 01.01.2007г. применение положений Правил отпуска древесины на корню в Российской Федерации недопустимо.
Истец в представленном отзыве возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Указывая на действия истца в соответствии с действовавшим в период их совершения законодательством, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения как вынесенное на основании полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств, при правильном применении норм материального права. Апелляционную жалобу просил рассмотреть в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы, возражения истца в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки фактических обстоятельств и применения иных норм материального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ГУ РК "Ладвинский лесхоз" (правопредшественником истца) Леспромхозу были выписаны лесорубочные билеты N N 54, 53, 64, 122, 109, 279, 286, 278, 209, на основании которых ответчик приобрел право на осуществление лесопользования с целью заготовки древесины.
Извещениями, полученными ответчиком 24.04.2007г., 26.04.2007г., 24.07.2007г. и 08.08.2007г., Лесничество уведомило Леспромхоз о проведении 08, 18, 31 мая 2007 года, а также 13, 14, 23 и 27 августа 2007 года освидетельствования мест рубок и просило направить представителя для участия в освидетельствовании.
По результатам выявленных в ходе освидетельствования нарушений требований, установленных Правилами отпуска древесины на корню, с участием представителей Леспромхоза составлены акты освидетельствования мест рубок. Леспромхозом возражений по выявленным нарушениям не представлено.
За допущенные ответчиком нарушения истец в соответствии с пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню начислил Леспромхозу неустойку в размере 40.194 руб. 15 коп., и претензионным письмом N 936а/01-04 от 14.12.2007г. сообщил об этом ответчику с предложением уплатить неустойку в добровольном порядке в срок до 28.01.2008г.
Поскольку претензия не исполнена Леспромхозом в установленный срок, 11.02.2008г. истец обратился за взысканием неустойки в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ и нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд первой инстанции установил существенные для дела обстоятельства, дал обоснованную оценку правоотношениям сторон и правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997г.) при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации; не оставлять заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; соблюдать условия лесорубочного билета, выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации. Статьей 111 Лесного кодекса в названной редакции предусматривалась обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичное правило закреплено в статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006г.). Правоотношения при осуществлении лесопользования по выданным Обществу лесорубочным билетам возникли до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006г.). В силу статьи 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997г.) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда; лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006г. статья 42 Лесного кодекса (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997г.) действует до 1 января 2009 года в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.
Как следует из части 3 статьи 16 и части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006г.), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.
В переходный период порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры устанавливались Правилами отпуска древесины на корню, которые утратили силу только 31.03.2008.
В соответствии с пунктами 62, 63, 64, 66 Правил отпуска древесины на корню лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований названных Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; о дне освидетельствования лесопользователь должен быть извещен лесхозом письменно; в случае выявления нарушений требований настоящих Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.
Составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил отпуска древесины на корню.
Как усматривается из материалов дела, истец провел освидетельствование мест рубок в соответствии с установленной Правилами отпуска древесины на корню процедурой, в присутствии представителей лесопользователя. Факт совершения перечисленных в актах освидетельствования нарушений лесохозяйственных требований и размер начисленной неустойки ответчик не оспаривает.
Суд проверил расчет размера предъявленной к взысканию неустойки и установил, что он соответствует положениям пункта 72 Правил отпуска древесины на корню.
Таким образом, при осуществлении лесопользования на основании лесорубочных билетов, выданных в соответствии с Лесным кодексом (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997г.), лесопользователь не освобождается от исполнения обязанностей, возложенных Правилами отпуска древесины на корню. Аналогичная правовая позиция изложена Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 15.05.2008г. по делу N А26-6196/2007.
Исходя из системного толкования положений упомянутых нормативных правовых актов, судом первой инстанции обоснованно отклонен и не принимается апелляционным судом довод ответчика о том, что к рассматриваемым отношениям не подлежат применению Правила отпуска древесины на корню, в связи с чем признание судом первой инстанции правомерности проведения освидетельствования мест рубок и начисления ответчику неустойки за допущенные нарушения в соответствии с пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню соответствует действующему законодательству и материалам дела.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы или в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд не усматривает.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком произведена оплата государственной пошлины в размере, большем, чем предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ и статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ является основанием для возврата ответчику из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 1.000 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 104, 268, 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда первой инстанции от 18.04.2008г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ЗАО "Ладвинский леспромхоз" 1.000 руб. 00 коп. государственной пошлины из федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.С. Копылова |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-702/2008
Истец: Государственное учреждение Республики Карелия "Ладвинский лесхоз"
Ответчик: ЗАО "Ладвинский леспромхоз"
Третье лицо: ГУ РУ "Ладвинское центральное лесничество", ГУ РК "Ладвинское центральное лесничество"