г. Санкт-Петербург
24 июля 2008 г. |
Дело N А56-6958/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Блажко А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6313/08) Межрайонной ИФНС России N 5 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.08 по делу N А56-6958/2008 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Жилищное Хозяйство"
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): представителя Царукян К.П. по доверенности N 2 от 01.01.08
от ответчика (должника): представителя Яковлевой С.Г. по доверенности N 03-05/38 от 11.07.08
установил:
ООО "Жилищное Хозяйство" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области от 29.01.08 N 12-05/4919 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: подпункта 1 пункта 1, подпункта 1 пункта 2, подпункта 1 пункта 3.1. Также Обществом было заявлено ходатайство о взыскании с налогового органа судебных издержек в размере 15 000 руб., связанных с оплатой отказанных юридических услуг.
Решением суда от 23.04.08 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 368 809,95 руб., начисления пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 308 783,76 руб., предложения уплатить НДС в сумме 1 844 049,73руб. В удовлетворении оставшейся части требований судом отказано.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 5 по Ленинградской области просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием возражений сторон законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены только в обжалуемой налоговым органом части.
Исследовав материалы дела и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.04 по 31.12.05, по результатам которой составлен акт от 27.11.07 N 12-05/122132 и принято решение от 29.01.08 N12-05/4919 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение), в соответствии с которым Общество было привлечено к налоговой ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за: неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 368809,95 рублей, неполную уплату ЕСН в виде штрафа в размере 1414,40 рублей, также Обществу были начислены пени за несвоевременную уплату: НДС в сумме 308783,76 рублей, НДФЛ в сумме 5218,30 рублей, ЕСН в сумме 1564,47 рублей, страховых взносов в сумме 842,41 рубль, и предложено уплатить: НДС в сумме 1844049,73 рубля, ЕСН в сумме 7072,00 рублей, страховые взносы в сумме 3808,00 рублей,
В названном решении налоговый орган указал, что основанием для доначисления НДС явилось неправомерное не включение Обществом в объект налогообложения денежных средств, полученных за жилищно-коммунальные услуги, оказанные льготным категориям граждан по тарифам, утвержденным местными органами власти с учетом НДС. По мнению инспекции, денежные средства были получены Обществом не на покрытие убытков, связанных с реализацией жилищно-коммунальных услуг по льготным тарифам, а на их оплату.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 НК РФ. В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество оказывало жилищно-коммунальные услуги гражданам, в том числе гражданам, имеющим предусмотренные законодательством льготы по оплате этих услуг. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги относятся к государственным ценам и устанавливаются органами местного самоуправления. Соответствующие тарифы были установлены для населения решением Совета депутатов муниципального образования города Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области.
Порядок и условия предоставления субсидий определен постановлением Правительства Ленинградской области от 27 ноября 2003 года N 235 "Об упорядочении предоставления гражданам Ленинградской области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", принятым во исполнение Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", постановления Правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 года N 119 "О мерах по дальнейшей реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в Ленинградской области".
Положением об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 27 ноября 2003 года N 235 "Об упорядочении предоставления гражданам Ленинградской области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" определен Порядок расчета перечисляемых из бюджета Санкт-Петербурга субсидий гражданам, проживающим в домах государственного жилищного фонда, на содержание и текущий ремонт жилья (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2. Положения субсидия (скидка, компенсация) на оплату содержания и ремонта жилья (технического обслуживания), капитального ремонта, найма жилого помещения (далее - оплата жилья) и коммунальных услуг - мера социальной защиты, устанавливаемая как социальная гарантия обеспечения прав граждан в жилищной сфере при расчете за жилищно-коммунальные услуги. Пунктом 1.3. установлено, что субсидии предоставляются гражданам в рамках реализации общероссийской программы оказания социальной помощи семьям в жилищной сфере, основанной на нормах Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и последующих нормативных и правовых актов Российской Федерации (далее - Программа жилищных субсидий). Согласно пункту 1.14. - субсидия предоставляется гражданину (семье) в безналичной форме, в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги, если иной порядок не установлен нормативными и правовыми актами Ленинградской области.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом были заключены соответствующие договоры с Комитетом социальной защиты населения администрации Волховского муниципального района, согласно которым Комитет обязывался осуществлять перечисление средств Обществу в пределах выделенных ассигнований на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки граждан. Довод налогового органа о том, что полученные на покрытие убытков денежные средства получены не на покрытие убытков, связанных с реализацией жилищно-коммунальных услуг, а на их оплату, обоснованно отклонен судом первой инстанции. Согласно положениями статьи 39 НК реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Потребители производили оплату названных Обществом услуг по установленным тарифам, убытки, связанные с применением этих тарифов Общество покрывали дотации из местного бюджета, полученные в размере разницы между утвержденными тарифами, и фактическими ценами реализации услуг, что соответствует положениям пункта 2 статьи 154 НК РФ.
Обществом получались из бюджета денежные средства, являющиеся дотациями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных им убытков, возникших в результате предоставления услуг по регулируемым ценам. Данное обстоятельство подтверждается, представленными в материалы дела оборотно-сальдовыми ведомостями, платежными поручениями.
Услуги оказывались непосредственно потребителям и оплачивались также потребителями услуг.
С учетом изложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что полученные Обществом денежные средства нельзя расценивать, как полученные за реализованные товары (работы, услуги), поскольку указанные дотации напрямую не связаны с реализацией услуг.
В данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В письме от 27.03.02 N 16-00-14/112 Министерство финансов Российской Федерации указало, что на основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
В пункте 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.00 N БГ-3-03/447, разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных обществом убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства пришел к правильному выводу о том, что полученные из бюджета денежные средства не подлежали включению в базу, облагаемую НДС, в связи с чем в оспариваемой части решение налогового органа от 29.01.2008 N 12-05/4919 правомерно признано судом недействительным
Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.08 в обжалуемой части принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.08 по делу N А56-6958/2008 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-6958/2008
Истец: ООО "Жилищное Хозяйство"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N5 по Ленинградской области