г. Санкт-Петербург
10 сентября 2008 г. |
Дело N А21-214/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, Л. П. Загараевой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6044/2008 ) (заявление) УПФ РФ (ГУ) в г. Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.04.2008 по делу N А21-214/2008 (судья О. Н. Шкутко), принятое
по иску (заявлению) УПФ РФ (РФ) в г. Калининграде
к ЗАО "Доминга-Ник"
3-е лицо Управление ФНС по Калининградской области
Межрайонная инспекция ФНС России N 9 по Калининграду
о взыскании 358 004,97 руб.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-го лица: не явился (извещен)
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Калининграде (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с ЗАО "Доминга-Ник" (далее - Общество) пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 358 004,97 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление ФНС России по Калининградской области (далее - УФНС) и Межрайонная ИФНС России N 9 по г. Калининграду (далее - Инспекция).
Решением от 22.04.2008 суд взыскал с Общества в пользу Фонда пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 27 157,32 руб., в остальной части в удовлетворении заявления отказал.
Уточнив предмет апелляционной жалобы, Фонд просит отменить решение суда в части отказа во взыскании с Общества 330 847, 65 руб., требования в данной части удовлетворить. В обоснование жалобы Фонд ссылается на порядок взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы при реализации отдельных положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), который определен Соглашением по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации 02.12.2003 N БГ-16-05/189/VP-08-32/2-С и Порядком взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, утвержденным распоряжением Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 28.12.2006 N 282р/231. В соответствии с установленным порядком информация о задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, расчеты по авансовым платежам (декларации) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование передаются налоговыми органами органам Пенсионного фонда Российской Федерации в электронном виде (в виде реестра с сопроводительным письмом). Полномочия по начислению пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование переданы Законом N 137-ФЗ налоговым органам, а территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют лишь вторичный учет информации о платежах. В апелляционной жалобе Фонд указал, что Инспекция при рассмотрении дела в суде представила выписки из лицевого счета Общества за период с 01.01.2003 по 08.03.2008, но не смогла пояснить суду на какую сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислены пени, содержащиеся в сведениях, направленных в Фонд налоговым органом для предъявления требования N 3167. Кроме того, судом, по мнению подателя жалобы, не исследовался вопрос погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за периоды до 2007 года, взысканной решениями Арбитражного суда Калининградской области.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд установил, что у Общества по состоянию на 01.08.2007 имеется задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. За несвоевременную уплату страховых взносов по состоянию на 04.10.2007 Обществу начислено 358 004,97 руб. пеней, в том числе: на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемую на финансирование страховой части трудовой пенсии - 311 527,85 руб.; на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 46 477,12 руб.
09.10.2007 Фондом в адрес Общества направлено требование от 04.10.2007 N 3167 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем, которым предложено в срок до 22.10.2007 погасить задолженность по пеням в сумме 358 004,97 руб.
Поскольку в установленный требованием срок пени в размере 358 004, 97 руб. Обществом не уплачены, Фонд обратился с заявлением в суд.
Отказывая Фонду в удовлетворении заявления в части взыскания с Общества 330 847, 65 руб. пеней, суд исходил из необоснованности расчета пеней по размеру.
Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок и сроки уплаты страховых взносов предусмотрены статьями 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
В силу пункта 4 этой статьи взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
Перечисленные условия Фондом не соблюдены. В требовании по состоянию на 04.10.2007 N 3167 не указаны сведения о задолженности, на которую начислены пени, сроке уплаты этой задолженности, установленном законодательством Российской Федерации, подробные данные об основаниях взыскания пеней. Требование Фонда по состоянию на 04.10.2007 N 3167 содержит лишь общую сумму начисленных пеней - 358 004,97 руб., а также суммы пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемую на финансирование страховой части трудовой пенсии - 311 527,85 руб., начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 46 477,12 руб.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом в силу пункта 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Вместе с тем, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции Фонд не представил доказательств обоснованности начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в спорном размере ни по праву, ни по размеру. Из материалов дела невозможно установить период образования недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и саму недоимку, на которую начислены пени, период начисления пеней, проверить правильность их начисления и установить, не истек ли предельный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании пеней.
По мнению суда апелляционной инстанции, ненадлежащее исполнение налоговым органом обязанностей по передаче Фонду сведений о выявленной задолженности, а также документов, подтверждающих наличие оснований и периодов возникновения задолженности по уплате страховых взносов, на которую начислены пени, не освобождает Фонд от доказывания обоснованности обращения в суд.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда и отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.04.2008 по делу N А21-214/2008 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
О. В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-214/2008
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде
Ответчик: ЗАО "Доминга-Ник"
Третье лицо: Управление ФНС по Калининградской области, Межрайонная инспекция ФНС России N9 по Калининграду
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6044/2008