г. Санкт-Петербург
08 августа 2008 г. |
Дело N А56-46209/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Петренко Т.И., Тимошенко А.С.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Морозовой Н.А.
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2488/2008) закрытого акционерного общества "ПетерСтар" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.08 по делу А56-46209/2007 (судья Кузнецов М.В.), принятое
по иску Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
к закрытому акционерному обществу "ПетерСтар"
3-е лицо: Ленинградское областное государственное унитарное предприятие "Недвижимость"
о выселении
при участии:
от истца: Воронин Б.А. - доверенность от 29.12.07 N 32133-4ч;
от ответчика: Кизевич А.В. - доверенность от 16.04.08 N 58;
от 3-его лица: Гурев М.С. - нот доверенность от 12.04.07 78 ВЖ 734520; Третьяков С.В. - нот. доверенность от 15.10.07 78 ВЗ 262609;
установил:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о выселении закрытого акционерного общества "ПетерСтар" (далее - общество, ответчик) из помещения 10-н (к. 22) площадью 19,1 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, лит. А.
Определением от 19.11.07 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Ленинградское областное государственное унитарное предприятие "Недвижимость" (далее - ЛОГУП "Недвижимость", третье лицо).
Решением от 04.02.08 суд иск КУГИ Санкт-Петербурга удовлетворил.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда от 04.02.08 отменить, ссылаясь на то, что исковое заявление подано неуполномоченным лицом.
В связи с заменой состава суда в судебном заседании от 05.08.08 слушание дела начато Тринадцатым арбитражным апелляционным судом сначала в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ЛОГУП "Недвижимость" поддержал апелляционную жалобу ответчика, дополнительно указав на наличие у истца собственного интереса в отношении спорного имущества. Данное обстоятельство подтверждается, по мнению третьего лица, актом проверки Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, проводившейся на основании распоряжений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 18.09.06 N 3449-р и от 04.10.06 N 3574-р.
Представитель КУГИ просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, ЛОГУП "Недвижимость" (арендодатель) заключило с ЗАО "ПетерСтар" (арендатор) договор от 10.01.06 N 16. Согласно договору арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование находящийся на балансе ЛОГУП "Недвижимость" объект нежилого фонда государственной собственности Ленинградской области - нежилые помещения, расположенные по адресу: 191311, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, литер А, кадастровый номер 78:1031А:О:2, помещения первого этажа 23Н-24, общей площадью 19,1 кв.м, под боксовую на основании Распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению городским имуществом от 13.12.05 N 483 (л.д. 7).
Помещение фактически используется ответчиком, что подтверждается актом от 30.07.07 (л.д. 9).
Посчитав, что общество незаконно занимает указанное помещение, КУГИ обратилось в арбитражный суд с иском о выселении.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект является федеральной собственностью, функции по управлению которой осуществляет истец. Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии у ЛОГУП "Недвижимость" полномочий на предоставление этого объекта недвижимости в аренду обществу и, как следствие, об отсутствии законных оснований на занятие помещения ответчиком.
Оспаривая решение суда, общество сослалось на то, что судом неправомерно было рассмотрено по существу требование КУГИ, поскольку исковое заявление подписано ненадлежащим лицом, так как в доверенности, выданной представителю комитета, не указано, что он действует от имени Российской Федерации. Кроме того, по мнению ответчика, судом необоснованно отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле Российской Федерации.
Согласно статье 26.1 Федерального закона от 22.09.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Как следует из материалов дела, 11.11.05 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и Правительство Санкт-Петербурга заключили соглашение N 323/34-с о передаче последнему части полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе имуществом федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Соглашение N 323/34-с). Согласно пункту 1.2 соглашения Правительство Санкт-Петербурга в лице КУГИ осуществляет полномочия Агентства в отношении имущества федеральных государственных предприятий, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга, за исключением подведомственных Агентству; имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга; иного федерального имущества, расположенного на территории Санкт-Петербурга, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Из материалов дела видно, что КУГИ заявил исковые требования в рамках полномочий, предоставленных ему Соглашением N 323/34-с.
Ссылка ответчика на подписание искового заявления ненадлежащим лицом только в виде того обстоятельства, что в тексте доверенности отсутствует фраза "от имени" в данном случае носит формальный характер, и не может быть признана законной и обоснованной. В этой связи суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайства ЗАО "ПетерСтар" о привлечении к участию в деле Российской Федерации, а также Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Из материалов дела видно, что на основании приемо-сдаточного акта от 28.06.1984 Ленинградский государственный университет передал на баланс Управления служебных зданий Ленинградского областного исполкома здание, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, общей площадью 20618 кв.м. (л.д. 114-115, 120).
Решением исполнительного комитета Ленинградского областного совета народных депутатов от 28.12.1990 N 390 Управление служебных зданий Леноблисполкома реорганизовано в малое предприятие по обслуживанию служебных зданий Леноблисполкома (л.д. 116).
Согласно приказу Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 03.02.1993 N 45 малое предприятие по обслуживанию служебных зданий Леноблисполкома реорганизовано и на его базе создано государственное предприятие "Недвижимость" (л.д. 119).
Как следует протокола от 23.11.05 N 10, Ленинградская областная комиссия по вопросам распоряжения государственным имуществом дала согласие ЛОГУП "Недвижимость" на предоставление в аренду объектов нежилого фонда, закрепленных на праве хозяйственного ведения, расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, литер А, ряду организаций в том числе ЗАО "ПетерСтар" помещения первого этажа 23Н-24, общей площадью 19,1 кв.м под боксовую (л.д. 99, 101, 105).
Распоряжением от 13.12.05 N 483 Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом в соответствии вышеназванным протоколом подтвердил право ЛОГУП "Недвижимость" на предоставление обществу спорного помещения (л.д. 57-58).
На основании указанного распоряжения третье лицо заключило с ЗАО "ПетерСтар" договор аренды от 10.01.06 N 16, о чем имеется оговорка в пункте 1.1 договора.
Принимая решение о выселении ответчика, суд первой инстанции посчитал, что КУГИ в силу Соглашения N 323/34-с осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, а следовательно, договор, заключенный ЛОГУП "Недвижимость", не обладающим полномочиями собственника по сдаче в аренду имущества, противоречит статье 608 ГК РФ.
Вместе с тем, судом необоснованно не принято во внимание то, что в соответствии со статьей 8 названного Соглашения оно считается заключенным после его утверждения постановлением Правительства Российской Федерации и вступает в силу с момента официального опубликования в установленном порядке.
Правительство Российской Федерации утвердило это Соглашение постановлением от 30.12.05 N 841.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", вступившего в силу с 17.05.05, Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.
Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.
Данное постановление было официально опубликовано в "Российской газете" 31.12.05, N 297.
В свою очередь, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом издан приказ от 26.07.05 N 229 "О передаче территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области осуществления полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе земельными участками, расположенными на территории Санкт-Петербурга, и о увеличении его штатной численности".
В соответствии с пунктом 1 названного приказа до момента утверждения Правительством Российской Федерации Соглашения между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и Правительством Санкт-Петербурга о передаче Правительству Санкт-Петербурга осуществления части полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области осуществляет следующие полномочия в отношении федерального имущества, расположенного на территории Санкт-Петербурга, в частности полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Санкт-Петербурга, и иного федерального имущества, расположенного на территории Санкт-Петербурга, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также, полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Следовательно, в силу названного приказа до утверждения Соглашения N 323/34-с Правительством Российской Федерации и вступлении его в силу права собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Санкт-Петербурга, осуществлял Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом. Данное обстоятельство свидетельствует о правомочности решения Ленинградской областной комиссии по вопросам распоряжения государственным имуществом, оформленного протоколом от 23.11.05 N 10, о предоставлении в аренду спорного помещения ЗАО "ПетерСтар".
Материалами дела подтверждается, что договор аренды от 10.01.06 N 16 заключен ЛОГУП "Недвижимость" с согласия указанного государственного органа, представляющего интересы собственника, следовательно, вывод суда первой инстанции о несоответствии договора аренды статье 608 ГК РФ не правомерен.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска КУГИ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.08 по делу А56-46209/2007 отменить.
В удовлетворении исковых требований Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей согласно платежному поручению от 24.09.07 N 743 отнести на истца.
Взыскать с Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в пользу закрытого акционерного общества "ПетерСтар" государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей, уплаченную платежным поручением от 06.02.08 N 1045.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Т.И. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46209/2007
Истец: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
Ответчик: ЗАО "ПетерСтар"
Кредитор: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу, Управление ФССП по Москве
Третье лицо: ЛОГУП "Недвижимость"