г. Санкт-Петербург
14 августа 2008 г. |
Дело N А21-8140/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой,
судей Н.В. Аносовой, И.А. Сериковой,
при ведении протокола судебного заседания: Я.Ю. Олехнович,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6333/2008) Министерства финансов РФ
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.08г. по делу N А21-8140/2007 (судья О.А. Шанько), принятое
по иску МУП "Чистота"
к 1 - Министерству финансов РФ,
2 - Министерству финансов Калининградской области
3-и лица: 1 - МУП РИВЦ "Симплекс",
2 - Министерство социальной политики и труда Калининградской области,
3 - Областное ГУ "Центр социальной поддержки населения"
о взыскании 121 706 руб. 43 коп.,
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомление N 07961,
от ответчиков: 1 - представитель не явился, уведомления N N 07962, 07963,
2 - представитель не явился, уведомление N 07964,
от 3-их лиц: 1 - представитель не явился, уведомление N 07965,
2 - представитель не явился, уведомление N 07966,
3 - представитель не явился, уведомление N 07967,
установил:
МУП "Чистота" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и субъекту РФ - Калининградской области в лице Министерства финансов Калининградской области о взыскании с ответчиков солидарно за счёт казны РФ и казны Калининградской области убытков в размере 121 706 руб. 43 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП РИВЦ "Симплекс" (далее - Вычислительный центр), Министерство социальной политики и труда Калининградской области (далее - Министерство социальной политики и труда) и Областное ГУ "Центр социальной поддержки населения" (далее - Учреждение).
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции Предприятие уточнило заявленные требования, просит взыскать с Министерства финансов РФ за счёт казны Российской Федерации 121 706 руб. 43 коп. убытков за период 2005-2006гг. в виде невозмещённых расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, из числа военнослужащих, сотрудников, пенсионеров, а также гражданского персонала силовых ведомств.
Уточнение иска принято арбитражным судом первой инстанции в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.08г. исковые требования удовлетворены в полном размере.
В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ просит решение суда от 28.04.08г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на недоказанность Предприятием наличия у граждан, которым предоставлены льготы по оплате коммунальных услуг, соответствующих прав. Кроме того, Министерство финансов РФ указывает на то, что федеральным бюджетом не предусмотрено выделение средств на возмещение спорных убытков, в связи с чем, по мнению Министерства финансов РФ, отсутствуют правовые основания для выплаты Предприятию компенсаций.
В судебное заседание апелляционного суда представители Предприятия, ответчиков и 3-их лиц не явились, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда 31.07.08г. объявлен перерыв до 11 ч. 50 мин. 07.08.08г.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Предприятие является организацией, оказывающей гражданам - жильцам жилых домов коммунальные услуги по вывозу и утилизации твёрдых бытовых отходов.
При этом Предприятие в период с 2005 г. по 2006 г. предоставляло гражданам, подвергшимся радиационному воздействию из числа военнослужащих, сотрудников, пенсионеров, гражданского персонала силовых ведомств и являющимся жильцами обслуживаемых домов, пятидесятипроцентную скидку по оплате коммунальных услуг, предусмотренную требованиями Закона РФ от 15.05.91г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон о социальной защите граждан).
Учёт предоставляемых Предприятием льгот производился Вычислительным центром, на который указанные обязанности возложены постановлениями Мэра г. Калининграда от 28.06.96г. N 1521 и от 13.03.98г. N 614.
Исходя из представленных Вычислительным центром в материалы дела сведений (л.д. 12, 13), Предприятие предоставило указанным категориями граждан скидку с установленной платы за оказываемые услуги без учёта НДС на сумму 146 994 руб. 58 коп. - за 2005 год и 142 415 руб. 55 коп. - за 2006 год.
При этом материалами дела подтверждается частичное возмещение Предприятию указанных убытков, а именно 94 141 руб. 08 коп. за 2005 г. и 73 562 руб. 62 коп. - за 2006 г.
Ссылаясь на то, что расходы по предоставлению льгот, предусмотренных Законом о социальной защите граждан, не возмещены в полном размере, Предприятие обратилось в суд с иском о возмещении указанных убытков.
Апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 14 Закона о социальной защите граждан гражданам, подвергшимся радиации, гарантируется оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Факт оказания Предприятием услуг льготным категориям граждан на заявленную сумму установлен судом и подтверждается материалами дела, в том числе представленным Вычислительным центром Списком лиц, воспользовавшихся льготой (л.д. 55-72), в связи с чем, по мнению апелляционного суда, требования Предприятия являются обоснованными.
Таким образом, с учётом положений п. 1 ст. 15, ст. 16 Гражданского кодекса РФ, причиненные Предприятию убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пунктом 2 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.04г. N 652 (далее - Правила N 652) и действовавших до 01.01.08г., определено, что финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
При этом условием предоставления указанным категориям граждан мер социальной поддержки за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций является осуществляемая по обращению граждан постановка их на учёт в органах социальной защиты как получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом о социальной защите граждан.
Материалами дела не подтверждается, что указанные выше категории граждан, получавшие льготы от Предприятия, состоят на учёте в органах социальной защиты, внесены в базу данных о количестве лиц, имеющих право на льготу, а также иная необходимая информация.
Таким образом, апелляционным судом не установлены законные основания для предъявления Предприятием требований о компенсации понесённых им расходов к.Министерству финансов Калининградской области.
При этом, исходя из положений гражданского законодательства о полном возмещении причинённых убытков, а также согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащимся в п. 17 постановления от 22.06.06г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученных от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Так как в материалах дела отсутствуют доказательства выделения Российской Федерацией денежных средств на цели компенсации льгот указанным категориям граждан, а также направление таких средств для распределения субъекту РФ - Калининградской области, требования Предприятия подлежат удовлетворению за счёт казны Российской Федерацией.
В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, в связи с чем требования Предприятия обоснованно предъявлены Министерству финансов РФ и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.08г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Н.В. Аносова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8140/2007
Истец: МУП "Чистота"
Ответчик: Министерство финансов РФ, Министерство финансов Калининградской области
Третье лицо: Областное ГУ "Центр социальной поддержки населения", МУП РИВЦ "Симплекс", Министерство социальной политики и труда Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6333/2008