г. Санкт-Петербург
28 августа 2008 г. |
Дело N А56-477/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7293/2008) ОАО "Петролеспорт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2008 по делу N А56-477/2008 (судья Е.Г. Глазков), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Петролеспорт"
к Балтийской таможне
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от истца (заявителя): представителя С.В. Беликова (доверенность от 10.01.08 N 28)
от ответчика (должника): представителя Э.А. Ленцевича (доверенность от 02.10.07 N 3015/17654), Р.А. Солдатовой (доверенность от 29.12.07 N 04-19/1066)
установил:
Открытое акционерное общество "Петролеспорт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Балтийской таможне (далее - Таможня) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении N 10216000-2340/2007 от 13.12.2007 о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 02.06.2008 суд отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования, придя к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что в соответствии с пунктом 27 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 N 958 (зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 17.10.2003 N 5183) (Далее - Приказ N958), предусмотрено, что владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении при помещении товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации морским (речным) и воздушным транспортом на СВХ, расположенном в месте прибытия, по формам ДО1мв, ДО2мв, ДО3мв и ДО4мв. Данным Приказом ГТК не предусмотрена возможность подачи уточненного отчета ДО1мв и ДО2мв, пункт 15 данного Приказа указывает на необходимость представления документов, на основании которых таможенный орган в последствие (в ходе таможенного оформления товара) осуществляет необходимые мероприятия таможенного контроля. Таким образом, по мнению подателя апелляционной жалобы, направление Обществом таможенному органу наряду с отчетом ДО1мв документов на груз, подтверждающий его фактический вес, свидетельствует о выполнении Обществом условий, указанных в пункте 15 Приказа N958, что указывает на отсутствие события административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Представители таможенного органа просили оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ административная ответственность наступает за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Как следует из материалов дела, вменяемое Обществу правонарушение заключается в представлении последним как владельцем СВХ таможенному органу отчета по форме ДО1мв (добавочный лист к отчету от 28.01.2007 N 989), содержащего недостоверные сведения о весе брутто товара N14: 20 566кг. (контейнер N ALLU 6917099), тогда как согласно сведениям, указанным в коносаменте N РО11, вес брутто товара составляет 19 746 кг.
Указанные обстоятельства нашли отражение в протоколе об административном правонарушении от 20.11.2007 N 10216000-2340/2007 (л.д.33-37), на основании которого вынесено оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 40000 руб. (л.д.7-9).
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава и вины в совершении вменяемого ему правонарушении.
Апелляционная инстанция не соглашается с выводами суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, ОАО "Петролеспорт" является владельцем склада временного хранения (далее - СВХ), в установленном законом порядке Общество зарегистрировано в Реестре владельцев СВХ.
В соответствии с частью 2 статьи 108 Таможенного кодекса Российской Федерации владелец СВХ осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 части 1 статьи 112 Таможенного кодекса Российской Федерации владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров.
Согласно пункту 1 статьи 364 Таможенного кодекса Российской Федерации владельцы СВХ по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Непредставление такой отчетности либо предоставление отчетности, содержащей недостоверные сведения, образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП.
Порядок ведения учета и предоставления отчетности, предоставляемой владельцами склада временного хранения таможенному органу, установлен Правилами таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденными Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 N 958 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Правил для помещения товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации на СВХ, расположенный в месте прибытия, в соответствии со статьями 73 - 76, 102 Таможенного кодекса Российской Федерации должностному лицу таможенного поста или при отсутствии таможенного поста в структуре таможни структурного подразделения таможни, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль (далее - подразделение таможенного органа), владелец СВХ при международной перевозке морским (речным) транспортом представляет документы, содержащие сведения о наименовании, общем количестве и описании товаров; о количестве грузовых мест, их маркировке и виде упаковок товаров.
Согласно пункту 15 Правил, если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ извещает об этом подразделение таможенного органа путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства.
Указанные документы прикладываются к документам, представляемым при помещении товаров на СВХ.
Вес брутто такого товара указывается в отчете о принятии товаров на хранение (форма ДО1мв) на основании декларации о грузе, коносамента и иных документов, относящихся к товару.
В данном случае сведения о весе брутто товара указаны Обществом в отчете по форме ДО1мв к отчету от 23.05.2007 N 989 на основании данных, представленных ему от агента линии в электронном виде (20566кг.), эти данные не совпадали с данными о весе брутто товара, указанными в коносаменте NРО11.
Согласно пункту 6 Правил, самостоятельное определение владельцем СВХ веса брутто товара при его перевозке морским транспортом не предусмотрено, вес брутто такого товара указывается в отчете о принятии товаров на хранение (форма ДО1мв) на основании декларации о грузе, коносамента и иных документов, относящихся к товару.
Представитель Общества в судебном заседании пояснил, что на момент формирования отчета, послужившего основанием для привлечения Общества к административной ответственности, из-за различия сведений о весе товаров в контейнере ALLU 6917099 Обществом был указан максимальный (из известных) вес товаров, что свидетельствует об отсутствии умысла, направленного на сокрытие товаров от таможенного контроля.
Из материалов дела следует, что наряду с формой отчета ДО1мв Обществом таможенному органу были представлены документы, содержащие достоверные сведения о весе брутто товаров. Факт направления Обществом таможенному органу наряду с отчетом ДО1мв соответствующего пакета документов на груз, подтверждающий его фактический вес, свидетельствует о выполнении Обществом условий, указанных в пункте 15 Приказа ГТК РФ N 958.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством установлена ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции, оценивая обстоятельства дела и имеющиеся в нем доказательства, приходит к выводу об отсутствии вины Общества во вменяемом ему правонарушении с учетом положений части 4 статьи 1.5 КоАП.
Кроме того, в данном случае таможенный орган имел возможность применить также статью 2.9 КоАП, ограничившись устным замечанием, так как все необходимые и достоверные сведения о товаре при принятии его на склад Обществом были представлены. Недостоверное указание в отчете N 989 от 23.05.2007 по форме ДО1мв веса брутто товара не повлекло искажения сведений о фактически выпущенном товаре, так как причина такого расхождения явствовала из приложенных к отчету документов.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела, что с силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 июня 2008 года по делу N А56-477/2008 отменить, признать незаконным и отменить постановление Балтийской таможни от 13.12.2007 N10216000-2340/2007 о привлечении ОАО "Петролеспорт" к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-477/2008
Истец: ОАО "Петролеспорт"
Ответчик: Балтийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7293/2008