г. Санкт-Петербург
27 августа 2008 г. |
Дело N А26-703/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего В.В. Горшелева
судей М.А. Шестаковой, Н.М. Поповой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.И. Агеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5370/2008) ЗАО "Ладвинский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2008 года по делу N А26-703/2008 (судья И.А. Зинькуева), принятое
по иску Государственного учреждения Республики Карелия "Ладвинское центральное лесничество"
к ЗАО "Ладвинский леспромхоз"
о взыскании неустойки в размере 57 602, 94 рублей
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен
от ответчика: представитель не явился, извещен
установил:
Государственное учреждение Республики Карелия "Ладвинский лесхоз" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением о взыскании с ЗАО "Ладвинский леспромхоз" неустойки в размере 57 602, 94 рублей за нарушение "Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 551 от 01.06.1998 года.
Судом первой инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ произведено процессуальное правопреемство истца на Государственное учреждение Республики Карелия "Ладвинское центральное лесничество".
Решением суда от 18.04.2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Ладвинский леспромхоз" подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на то, что 13.03.2008 года издано постановление Правительства РФ N 169 в соответствии, с которым Правила отпуска древесины на корню были признаны утратившими силу. Постановление вступило в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, то есть с 01.04.2008 года. В день принятия решения суда о взыскании с ЗАО "Ладвинский леспромхоз" неустойки за нарушение лесохозяйственных требований "Правила отпуска древесины на корню" утратили силу. Ни нормативным актом, ни договором аренды участков лесного фонда не была предусмотрена ответственность лесопользователя за нарушения лесохозяйственных требований, основания для привлечения к ответственности и размеры ответственности. Считает, что взыскание законной неустойки возможно исключительно в период действия того нормативного акта, которым она установлена. В случае отмены нормативного акта, устанавливающего ответственность за нарушение лесохозяйственных требований, неустойка не может быть взыскана. Указывает на то, что за нарушение лесного законодательства общество может быть привлечено к ответственности либо на основании статьи 8.25 КоАП РФ либо в порядке, установленном пунктом 2 статьи 100 ЛК РФ. Считает, что положения нового ЛК РФ об ответственности за нарушение лесного законодательства не позволяют правительству установить неустойку за нарушение лесохозяйственных требований, что означает с 01.01.2007 года недопустимость взыскания неустоек, установленных постановлением Правительства от 01.06.1998 года N 551.
Стороны надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Ладвинский леспромхоз" на основании договора аренды от 31.07.1995 года были выписаны лесорубочные билеты N 203 от 16.11.2005 года, N 202 от 16.11.2005 года, N 223 от 30.11.2005 года, N 208 от 22.11.2005 года, N 135 от 07.09.2006 года, N 100 от 02.08.2006 года, на основании которых ответчик приобрел право на осуществление лесопользования с целью заготовки древесины.
Извещениями от 24.04.2007 года (л.д. 59-62) ГУ РК "Ладвинский лесхоз" уведомило ЗАО "Ладвинский леспромхоз" о проведении 10, 11, 14 и 15.05.2007 года освидетельствования мест рубок и просило направить представителя для участия в освидетельствовании. Извещения обществом получены, что подтверждается штампами входящей корреспонденции на извещениях.
В результате освидетельствования мест рубок выявлены нарушения требований, установленных "Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 551 от 01.06.1998 года.
Актами освидетельствования мест рубок зафиксировано, что обществом:
- оставлено завышенных пней 51,21 кбм;
- оставлено не вывезенной в срок 91,27 кбм древесины;
- оставлено неокорённой 16,93 кбм древесины;
- допущена неудовлетворительная очистка мест рубок - 1,0 га;
- оставлено недорубов расстроенных 23,1 кбм.
Участвовавшие при освидетельствовании мест рубок представители ЗАО "Ладвинский леспромхоз" возражений по выявленным нарушениям не представили.
За указанные выше нарушения ГУ РК "Ладвинский лесхоз" в соответствии с пунктом 72 Правил, начислило ЗАО "Ладвинский леспромхоз" неустойку в размере 57 602, 94 рублей, о чем в адрес ответчика было направлено претензионное письмо от 29.12.2007 года N 1027/01-04 с предложением уплатить неустойку в добровольном порядке в срок до 28.01.2008 года.
Поскольку претензия не исполнена ЗАО "Ладвинский леспромхоз" истец обратился за взысканием неустойки в судебном порядке в феврале 2008 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 АПК РФ и нормами статьи 71 АПК РФ суд первой инстанции установил существенные для дела обстоятельства, дал обоснованную оценку правоотношениям сторон и правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997 года) при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации; не оставлять заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; соблюдать условия лесорубочного билета, выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации. Статьей 111 Лесного кодекса в названной редакции предусматривалась обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичное правило закреплено в статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006 года). Правоотношения при осуществлении лесопользования по выданным обществу лесорубочным билетам возникли до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006 года). В силу статьи 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997 года) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда; лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 года статья 42 Лесного кодекса (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997 года) действует до 1.01.2009 года в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.
Как следует из пункта 3 статьи 16 и пункта 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006 года), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.
В переходный период порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры устанавливались Правилами отпуска древесины на корню, которые утратили силу только 01.04.2008 года.
В соответствии с пунктами 62, 63, 64, 66 Правил отпуска древесины на корню лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований названных Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; о дне освидетельствования лесопользователь должен быть извещен лесхозом письменно; в случае выявления нарушений требований настоящих Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.
Составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил отпуска древесины на корню.
Как усматривается из материалов дела, истец провел освидетельствование мест рубок в соответствии с установленной Правилами отпуска древесины на корню процедурой, в присутствии представителей лесопользователя. Факт совершения перечисленных в актах освидетельствования нарушений лесохозяйственных требований и размер начисленной неустойки ответчик не оспаривает.
Суд проверил расчет размера предъявленной к взысканию неустойки и установил, что он соответствует положениям пункта 72 Правил отпуска древесины на корню.
Таким образом, при осуществлении лесопользования на основании лесорубочных билетов, выданных в соответствии с Лесным кодексом (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997 года), лесопользователь не освобождается от исполнения обязанностей, возложенных Правилами отпуска древесины на корню.
Исходя из системного толкования положений упомянутых нормативных правовых актов, судом первой инстанции обоснованно отклонен и не принимается апелляционным судом довод ответчика о том, что к рассматриваемым отношениям не подлежат применению Правила отпуска древесины на корню, в связи, с чем признание судом первой инстанции правомерности проведения освидетельствования мест рубок и начисления ответчику неустойки за допущенные нарушения в соответствии с пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню, которые действовали на период совершения ответчиком правонарушений, соответствует действующему законодательству и материалам дела.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы или в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.В. Горшелев |
Судьи |
М.А. Шестакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-703/2008
Истец: Государственное учреждение Республики Карелия "Ладвинский лесхоз"
Ответчик: ЗАО "Ладвинский леспромхоз"
Третье лицо: ГУ РК "Ладвинское центральное лесничество"
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5370/2008