г. Санкт-Петербург
29 августа 2008 г. |
Дело N А42-1806/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6929/2008) ОАО "Дальневосточное морское пароходство" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.05.2008 по делу N А42-1806/2008 (судья Л.П. Соломонко), принятое
по заявлению ОАО "Дальневосточное морское пароходство"
к Мурманской таможне
3-е лицо 1. ОАО "ТрансКонтейнер",
2. ОАО "Российские Железные Дороги",
3. ОАО ГМК "Норильский никель"
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-их лиц: 1. И.Н. Бекетова, дов. N 78 ВЗ 759849 от 18.02.2008
2. не явился (извещен)
3. не явился (извещен)
установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточное морское пароходство" (далее - заявитель, общество, ОАО "ДВМП") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Мурманской таможни (далее - таможня, таможенный орган) по невозврату 29 контейнеров ИСО-20: FESU1059394, FESU1013011, FESU1053992, FESU1095529, FESU1010732, FESU1049903, FESU1066860, FESU1085773, FESU2004760, FESU1001052, FESU1010115, FESU1010250, FESU1024802, FESU1029492, FESU1035725, FESU1060651, FESU1062280, ESU1066599, FESU1068230, FESU1068499, FESU1080215, FESU1084611, FESU1092767, FESU2016252, FESU2019230, FESU2022189, FESU1025481, FESU1007662, FESU2096617 и обязании возврата этих контейнеров.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (далее - ОАО "ТрансКонтейнер"), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") и открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (далее - ОАО "ГМК "Норильский никель").
Решением суда от 26.05.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что в силу статей 16 и 126 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) общество как собственник обязано выступить в качестве декларанта контейнеров, которые подлежат таможенному оформлению с указанием в отдельной грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) сведений, необходимых для таможенных целей.
В судебном заседании 29.07.2008 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено в связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения таможни, а также третьих лиц (за исключением ОАО "ТрансКонтейнер") о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
В связи с невозможностью участия судей И.Г. Савицкой и Е.А. Фокиной в судебном заседании 25.08.2008 произведена их замена на судей Г.В. Борисову и Л.А. Шульгу.
ОАО "ДВМП", Мурманская таможня, ОАО "РЖД" и ОАО "ГМК "Норильский никель" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание 25.08.2008 не явились. От заявителя поступил отзыв на жалобу, содержащий ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие перечисленных лиц, поскольку материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть жалобу в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ОАО "ТрансКонтейнер" просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта от 26.05.2008 проверены в апелляционном порядке.
Как подтверждается материалами дела, на основании договора от 11.04.2000 N 1044Д "Об использовании крупнотоннажных контейнеров эксплутационного парка Российских железных дорог и контейнеров собственности ОАО "Дальневосточное морское пароходство" при перевозках экспортно-импортных и транзитных грузов через порты Владивосток и Восточный", заключённому между Министерством путей сообщения Российской Федерации и ОАО "ДВМП", принадлежащие обществу 20-ти и 40-футовые контейнеры переданы в оперативное управление Российским железным дорогам для осуществления перевозок экспортно-импортных грузов (том 1 л.д. 74-82).
В период с 29.12.2005 по 27.05.2006 из Японии на контейнеровозе "PRIMORYE MARU" в адрес ОАО "ГМК "Норильский никель" через морской пункт пропуска "Морской порт Восточный" в контейнерах прибыл груз, который по процедуре внутреннего таможенного транзита доставлен железнодорожным транспортом перевозчиком ОАО "РЖД" в место доставки - постоянную зону таможенного контроля "Мурманский морской торговый порт" и принят на временное хранение Мурманской таможней в период с 11.02.2006 по 15.06.2006.
После оформления грузополучателем (ОАО "ГМК "Норильский никель") товара в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления и вывоза его со склада временного хранения, двадцать девять 20-футовых порожних контейнеров остались на временном хранении в постоянной зоне таможенного контроля ОАО "Мурманский морской торговый порт".
Письмом от 19.12.2007 N ФЛ-5/1070 ООО "Феско Лоджистик", уполномоченное ОАО "ДВМП" на получение 33 контейнеров с префиксом FESU, обратилось с таможенный орган с требованием выдать данные контейнеры (том 1 л.д. 36).
Письмом от 22.01.2008 N 25-18/943 в адрес ООО "Феско Лоджистик" таможня сообщила о том, что на основании судебных актов по делу N А42-1636/2007 произведен возврат 4 контейнеров, а остальные контейнеры будут выданы после завершения их таможенного оформления или по решению суда (том 1 л.д. 37).
Считая незаконными действия таможни по невозврату указанных контейнеров, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что контейнеры не являются предметом самостоятельной внешнеторговой сделки, не ввезены в качестве товара, имеющего отдельную стоимость, следовательно, отсутствуют основания для возникновения обязанности по их декларированию.
В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.
В силу статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Пунктом 15 части 1 статьи 11 ТК РФ предусмотрено, что декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Статьей 16 ТК РФ определено, что обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом, несут:
1) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, - российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;
2) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом:
лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;
иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с настоящим Кодексом для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Как следует из материалов дела, в контейнерах перемещался ввезенный в адрес ОАО "ГМК "Норильский Никель" товар различных наименований; заявитель не является участником внешнеэкономической деятельности по приобретению товаров, не выступает в качестве перевозчика товара, помещенного в контейнеры. Спорные контейнеры переданы обществом в оперативное управление ОАО "РЖД" на основании договора от 11.04.2000 N 1044Д.
На основании изложенного, апелляционная коллегия отклоняет довод таможни о том, что возврат 29 контейнеров может быть осуществлен только после их декларирования, обязанность которого возлагается на ОАО "ДВМП" как собственника контейнеров.
Обязанность общества по декларированию контейнеров, по мнению таможенного органа, вытекает из положений законодательства о том, что контейнеры являются товаром и, следовательно, должны быть задекларированы как товар.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 ТК РФ товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам не относятся.
В действующем ТК РФ понятие "контейнер" не содержится, данное понятие раскрывается в международных конвенциях.
Пункт "е" статьи 1 таможенной Конвенции о международной перевозке грузов автомобильным транспортном с применением книжки МДП от 14.11.1975 (Женева) раскрывает термин "контейнер", который означает транспортное оборудование (клетка, съемная цистерна или другое подобное приспособление);
i) представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее грузов;
ii) имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное, чтобы служить для многократного использования;
iii) специально сконструированное для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов;
iv) сконструированное таким образом, чтобы была облегчена его перегрузка, в частности с одного вида транспорта на другой;
v) сконструированное таким образом, чтобы его можно было легко загружать и разгружать;
vi) имеющее внутренний объем не менее одного кубического метра.
В соответствии со статьей 1 Приложения В.З к Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990 (Стамбул) понятие "контейнер" означает транспортное оборудование (съемное приспособление для облегчения перевозки товаров одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки товаров) и не включает транспортные средства, принадлежности или запасные части транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 278 ТК РФ временно ввозимое с транспортным средством специальное оборудование, предназначенное для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, независимо от того, может оно использоваться отдельно от транспортного средства или нет, подлежит полному условному освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу пункта 1 статьи 279 ТК РФ таможенное оформление транспортных средств, запасных частей и оборудования производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или месте убытия с этой территории.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271, статьей 274 и пунктом 1 статьи 276 ТК РФ, осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной декларации.
В данном случае требование нормы таможенного законодательства об упрощенном порядке оформления контейнеров соблюдено.
Ссылка таможенного органа на положения Киотской конвенции "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур" от 18.05.1973 обоснованно отклонена судом первой инстанции на том основании, что Российская Федерация не является ее участницей.
Таможенным законодательством не установлена обязанность собственника контейнеров, переданных в аренду, оперативное управление или пользование, осуществлять их таможенное оформление при их ввозе или перемещении арендатором или пользователем, следовательно, Общество правомерно не связывало истребование контейнеров с процедурой их таможенного оформления.
Поскольку оспариваемые действия Мурманской таможни по невыдаче контейнеров не соответствуют нормам таможенного законодательства, нарушают права собственника и возлагают на общество обязанность по их декларированию, то в силу частей 2 и 5 статьи 201 АПК РФ их следует признать незаконными, обязав таможенный орган устранить допущенные нарушения путём возврата спорного имущества его собственнику.
На основании изложенного, апелляционная коллегия считает, что принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине в сумме 1000 рублей, уплаченные таможенным органом при подаче апелляционной жалобы, подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2008 по делу N А42-1806/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб. отнести на подателя апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1806/2008
Истец: ОАО "Дальневосточное морское пароходство"
Ответчик: Мурманская таможня
Третье лицо: ОАО ГМК "Норильский никель", ОАО "ТрансКонтейнер", ОАО "Российские Железные Дороги"
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6929/2008