г. Санкт-Петербург
01 сентября 2008 г. |
Дело N А56-20362/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Марченко Л.Н.
судей Герасимовой М.М., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тумановым Д.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5733/2008) ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2008 по делу N А56-20362/2007 (судья Данилова Н. П.), принятое
по иску ОАО "Карельский окатыш"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 82 160 руб.
при участии:
от истца: Филимонов К.П. на основании доверенности от 11.10.2007г N 5
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - ОАО "Карельский окатыш") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 82 160 руб. штрафа за задержку на станции Костомукша - Товарная Октябрьской железной дороги приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих истцу, в период с 10.07.2006 по 26.07.2006.
Решением суда от 31.03.2008г исковые требования удовлетворены частично: с ОАО "РЖД" в пользу ОАО "Карельский окатыш" взыскано 59 180 руб. штрафа и 2 275 руб. 37 коп. расходов по госпошлине. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение суда от 31.03.2008г отменить в части взыскания с ОАО "РЖД" 59 180 руб. штрафа и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, истец не представил доказательств письменного согласования со станцией Костомукша - Товарная Октябрьской железной дороги возврата вагонов в меньшем количестве, чем установлено для одиночных вагонов - группами не менее 5 вагонов. Полагает, что суд неправомерно принял во внимание довод истца о том, что под согласованием следует понимать принятие приемосдатчиком станции уведомления о готовности вагонов к уборке и удовлетворил требования истца по ж/д накладным N 010266, 161066, 090388, памяткам приемосдатчика N 3344 и 3395 в размере 11 460 руб (одиночные вагоны), также считает, что суд неправомерно удовлетворил требования истца по ж/д накладным N 296876, 018509, 035546, 010148, 088936, 362528 и памяткам приемосдатчика N 3344 и 3395 в размере 38 240 руб.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "Карельский окатыш" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее доводы необоснованными. Вместе с тем заявил возражения против пересмотра решения только в обжалуемой части. Полагает, что судом необоснованно не удовлетворены требования истца в части взыскания суммы штрафа по некоторым одиночным вагонам, поскольку условия договора допускают возможность уборки одиночных вагонов.
ОАО "РЖД" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено, в судебное заседание не явилось, что согласно ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Карельский окатыш" (владелец) и ОАО "РЖД" 01.12.2002г заключили договор N 162, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути N 3 станции Костомукша - Товарная Октябрьской железной дороги.
В соответствии с пунктами 9, 10, 12 договора в редакции протокола разногласий с железнодорожного подъездного пути вагоны возвращаются по мере готовности к уборке в количестве, согласованном сторонами, но не более 58 вагонов (232 оси) или по весу не более 5 200 тонн брутто. Возвращаемые с железнодорожного подъездного пути вагоны, доставляются локомотивом владельца на свободные приемо-отправочные (выставочные) пути 3, 5-11 станции Костомукша - Товарная по уведомлению не позднее, чем за 2 часа до выставления вагонов. При этом отправительские маршруты возвращаются в полном составе, одиночные вагоны группами, не менее пяти вагонов (по согласованию со станцией передача вагонов может производиться в меньшем количестве), с поставкой порожних вагонов отдельной группой.
О готовности вагонов к уборке приемосдатчик владельца передает уведомление приемосдатчику станции Костомукша - Товарная по телефону или непосредственно с одновременной записью в "Книге уведомлений о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь" форма ГУ-2А.
Задержка приема железной дорогой вагонов, предъявленных к сдаче с подъездного пути ОАО "Карельский окатыш" по вине станции оформляется актом общей формы, на основании которого время задержки из оплачиваемого времени исключается.
Ответственность перевозчика за перевозку по его вине приема вагонов с подъездного пути владельца наступает через 2 часа по получении уведомления о готовности вагонов к сдаче.
Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
За задержку по вине перевозчика подачи вагонов под загрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующим договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Полагая, что в период с 10.07.2006 по 26.07.2006 станцией Костомукша - Товарная задержан прием вагонов с грузами с железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих владельцу, сверх нормативного времени, предусмотренного пунктом 12 договора, ОАО "Карельский окатыш" предъявило ОАО "РЖД" претензию N 13 от 15.08.2006 (исх. N 6239) об уплате штрафа в размере 197 700 руб. за задержку вагонов по вине перевозчика.
Ответчик отказался удовлетворить претензию (уведомление N МЮ-11/40 от 20.09.2006) со ссылкой на пункт 9 договора, а также на то, что истец включил в претензионный расчет "от 1 до 4 вагонов", за которые перевозчик ответственности не несет.
В связи с тем, что в претензионном порядке стороны не урегулировали возникший спор ОАО "Карельский окатыш" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные истцом требования частично в сумме 59 180 руб. с учетом признания ОАО "РЖД" иска в сумме 13 100 руб.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что и для предъявления к сдаче вагонов в количестве, меньшем 5, требуется письменное согласование с перевозчиком, поскольку договор от 01.02.2002 N 162 не предусматривает письменного согласования.
Информация о количестве готовых к сдаче вагонов появляется у приемосдатчика ОАО "РЖД" после получения им уведомления как по телефону, так и в письменном виде.
Уведомление является документом, который подтверждает готовность передать вагоны, в также предложением к перевозчику принять эти вагоны. У перевозчика в соответствии с п. 9 договора от 01.12.2002 N 162 с момента получения уведомления и ознакомления с содержащимся в нем сведениями возникает право отказать ОАО "Карельский окатыш" в приеме вагонов, если их количество менее 5. Такой отказ будет являться несогласием принять вагоны в количестве менее 5 или другом количестве.
Апелляционный суд соглашается с позицией истца о том, что принятое перевозчиком письменное уведомление и отсутствие отказа перевозчика в приеме вагонов свидетельствует о согласии принять вагоны в количестве, указанном в уведомлении.
Остальные доводы ОАО "РЖД", изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом отклоняются как не нашедшие подтверждения в материалах дела.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе остаются за ее подателем.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2008г по делу N А56-20362/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения .
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.Н. Марченко |
Судьи |
М.М. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20362/2007
Истец: ОАО "Карельский окатыш"
Ответчик: ОАО "Российские Железные Дороги", ОАО "Российские железные дороги" Филиал "Октябрьская железная дорога