г. Санкт-Петербург
03 сентября 2008 г. |
Дело N А56-5299/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Сериковой И.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Баймухаметовой А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7223/2008) ООО "Скал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2008 г. по делу N А56-5299/2008 (судья Н.П. Данилова), принятое
по иску ЗАО "Евро-Транс"
к ООО "Скал"
о взыскании 2 051 223,96 руб.
при участии:
от истца: представителя по доверенности от 14.12.2005 г. Руденко С.П.
от ответчика: представителя по доверенности от 27.06.2008 г. Космачевского А.А.
установил:
Закрытое акционерное общество "Евро-транс" (далее - ЗАО "Евро-Транс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к ООО "Судоходная компания "СКАЛ" (далее - ООО "Скал") о взыскании 1 787 482, 13 руб., в том числе 1 758 900 руб. основного долга, 28 582, 13 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 20 437,41 руб. расходов по уплате государственной пошлины, а также об обязании ответчика вернуть истцу судно "Нефтерудовоз-11м" (далее - Судно) в порту Астрахань в соответствии с пунктом 16 боксовой части бербоут-чартера от 23.03.2007.
В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом принято уточнение искового требования: истец просит взыскать 2 051 223, 96 руб., в том числе 1 994 850 руб. основного долга, 56 373,96 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 21 756,12 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 27.05.2008 г. иск удовлетворен на основании ст.ст.309, 395 Гражданского Кодекса РФ и ст.221 Кодекса Торгового Мореплавания РФ. Суд первой инстанции установил обстоятельства, свидетельствующие об обоснованности требований истца и уклонении ответчика от оплаты предусмотренного договором фрахта.
ООО "Скал" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Податель жалобы считает спорный договор бербоут-чартера незаключенным, полагая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
ЗАО "Евро-Транс" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы жалобы отклонило, полагая жалобу необоснованной, а решение суда принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представитель ООО "Скал" жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил, а представитель ЗАО "Евро-Транс" возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как правильно установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 23.03.2007 сторонами заключён договор бербоут-чартера, согласно которому истец (судовладельцы), являющийся владельцем исправного Судна передал ответчику (фрахтователям) полностью оборудованное для перевозки нефтепродуктов и навалочных грузов Судно в пользование на срок 19 месяцев. Судно было передано ответчику 30.04.2007 года по акту приёма-передачи, подписанному представителями судовладельца и фрахтователя и скрепленному соответствующими печатями (л.д. 28).
Ответчик принял на себя ответственность за техническую эксплуатацию Судна.
Согласно п.1 дополнительного соглашения к бербоут-чартеру от 23.03.2007 по Судну фрахтователи обязались за свой счёт, своими и привлечёнными силами привести Судно в надлежащее состояние по корпусу и механизмам в течение 50 календарных дней после приёма Судна по акту приёма-передачи, произведя необходимые ремонтные работы и техническое обслуживание Судна, при этом стороны согласовали, что арендная ставка по Судну в течение 50 календарных дней со дня передачи Судна фрахтователям по акту приёма-передачи Судна составит 7 800 руб. в сутки, в том числе НДС 18% -1 189,83 руб.
В соответствии с п.22 боксовой части бербоут-чартера, п.3 дополнительного соглашения к бербоут-чартеру от 23.03.2007 и ст.11 бербоут-чартера ответчик должен оплачивать использование и аренду Судна по ставке 14 300 руб. за сутки, в том числе НДС 18%, при этом срок оплаты имеет особое значение. Арендная плата должна выплачиваться не позднее, чем каждые тридцать текущих дней авансом. Арендная плата должна вноситься беспрерывно в течение всего срока действия бербоут-чартера.
Из материалов дела следует, что Судно находилось в пользовании ответчика в период октябрь 2007 года - январь 2008 года без перечисления арендной платы.
17.02.2008 Судно возвращено истцу, что подтверждается актом приема-передачи (л.д. 52).
Отсутствие оплаты арендной платы явилось основанием для обращения истца с иском в суд.
При принятии решения суд правильно руководствовался положениями п.1 ст.642 Гражданского Кодекса РФ, согласно которым по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Согласно ст.649 Гражданского Кодекса РФ особенности аренды морских судов без экипажа регулируются гл. 11 Кодекса Торгового Мореплавания РФ - "Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)". Статьей 216 Кодекса Торгового Мореплавания РФ установлено, что судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных бербоут-чартером.
В соответствии с п.1 ст.221 Кодекса Торгового Мореплавания РФ фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, если только непригодность судна не наступила по вине фрахтователя.
Согласно ст.212 Кодекса Торгового Мореплавания РФ правила, установленные главой 11 Кодекса Торгового Мореплавания РФ применяются, если соглашением сторон не установлено иное.
В соответствии с п.1 ст.432 Гражданского Кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Из материалов дела следует, что договор Чартера был заключен согласно проформе "Бэркон 2001". Стороны согласовали все существенные условия чартера, указав название Судна, его класс, грузоподъемность, грузовместимость, время сдачи, место передачи и возврата Судна. Из акта приема-передачи Судна в бербоут-чартер от 30.04.2007 усматривается, что на момент передачи Судно находилось в следующем техническом состоянии: корпус, грузовые трюма, люковые закрытия исправны, главные двигатели, судовые механизмы, навигационное оборудование имеется в наличии, исправны, Судно имеет полный комплект регистровых документов, аварийно-спасательное и техническое снабжение имеется в наличии.
На основании представленных в дело доказательств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска на основании ст.221 Кодекса Торгового Мореплавания РФ и ст.309 Гражданского Кодекса РФ. Апелляционный суд согласен с выводами суда, изложенными в решении, оснований для их переоценки не имеется.
Поскольку просрочка денежного обязательства установлена, требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 56 373,96 руб. подлежало удовлетворению на основании ст.395 Гражданского Кодекса РФ.
Доводы жалобы ответчика о незаключенности договора проверенны апелляционным судом и отклонены как несостоятельные и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Из обжалуемого решения следует, что при его принятии не допущено нарушений норм материального и процессуального права, обстоятельства дела установлены на основании полного исследовании доказательств, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам.
Представленные подателем жалобы дополнительные доказательства, принятые апелляционным судом на основании ч.2 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не опровергают правильных выводов суда. Акт приема-передачи к договору бербоут-чартера от 23.03.2007 г., подписанный сторонами, содержит сведения о наличии у судна полного комплекта регистровых документов. Работы, указанные в акте от 29.06.2007 г. (приложение к договору ремонта судна N 027/07 от 30.03.2007 г.), выполнены по усмотрению ответчика без согласования с истцом и их стоимость не имеет отношения к рассматриваемому спору.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Указание в тексте решения названия организации ответчика ООО "Судоходная компания "СКАЛ" вместо правильного наименования ООО "Скал" носит характер опечатки и подлежит устранению в порядке ст.179 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2008 г. по делу N А56-5299/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-5299/2008
Истец: ЗАО "Евро-Транс"
Ответчик: ООО "Судоходная компания "Скал"
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7223/2008