г. Санкт-Петербург
01 сентября 2008 г. |
Дело N А56-3240/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Семеновой А.Б., Тимошенко А.С.
при ведении протокола судебного заседания: Трушиным В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер13АП-7301/2008) общества с ограниченной ответственностью "Стройформат" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.08 по делу N А56-3240/2008 (судья Пилипенко Т.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройформат"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области
3-е лицо общество с ограниченной ответственностью "Касторама РУС"
о признании недействительными решения и предписания
при участии:
от заявителя: Малякова Е.В. -доверенность от 20.12.2007 N 3-120; Лушин Р.К. - доверенность от 20.12.2007 N 3-121;
от ответчика: Синельникова Т.А. - доверенность от 12.09.2007 N ОВ/4296; Илларионов В.Л. - доверенность от 15.10.2007 б/н;
от 3-го лица: Головацкий Р.И. - доверенность от 09.07.2007 б/н.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройформат" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 15.11.07 N 05-271 и выданное на его основании предписание от 15.11.07 N 05/5532-106.
Решением от 03.06.08 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда от 03.07.08 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы:
- представленные обществом распечатки Интернет-сайтов свидетельствуют о том, что размещенные в торговых залах гипермаркета "Метрика" баннеры являются оригинальными, созданными силами сотрудников ООО "Стройформат";
- наличие в Интернет-сайтах доступной информации, содержащей рекомендации по использованию товаров, свидетельствует о том, что баннеры, используемые в магазинах ООО "Касторама РУС", не являются уникальными и неповторимыми;
- ответчиком и ООО "Касторама РУС" не представлено доказательств причинения обществом конкретных убытков третьему лицу в следствие размещения в гипермаркете "Метрика" спорных баннеров;
- судом сделан неверный вывод о том, что спорные баннеры используются в коммерческой деятельности общества, так как указанные баннеры размещены на дверных системах для грузовых стеллажей лишь с целью сокрытия от покупателей содержимого накопителей для товара, а также придания боковым аллеям более привлекательного и дружелюбного вида.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель управления просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения дела N К05-225/07 по признакам нарушения обществом статьи 14 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-фз) послужило обращение в управление ООО "Касторама РУС" с жалобой на действия ООО "Сройформат", выразившееся в использовании в его деятельности дизайна информационных материалов, сходного до степени смешения с информационными материалами третьего лица.
В ходе проведения проверки антимонопольным органом было установлено, что ООО "Касторама РУС" и ООО "Стройформат" имеют каждый свою сеть гипермаркетов, осуществляющих розничную торговлю товарами для дома и ремонта, и являются конкурентами на указанном рынке.
С целью формирования корпоративного фирменного стиля, увеличения узнаваемости сети гипермаркетов и привлечения покупателей ООО "Касторама РУС" в 2005 году заключило договор с рекламным агентством ООО "ББМ Групп" N 46/ПЛ/05, согласно которому рекламное агентство осуществило работы по разработке дизайна и предпечатной подготовке рекламно-полиграфических материалов реализуемых третьим лицом товаров. По дополнительному соглашению от 20.03.06 к договору N 46/ПЛ/05 рекламное агентство передало ООО "Касторама РУС" исключительные имущественные права на созданные им в рамках договора объекты дизайна (баннеры). На территории Санкт-Петербурга третьим лицом созданные объекты дизайна были размещены в гипермаркете "Касторама" в июле 2006 года. В апреле 2007 года ООО "Стройформат" разместило в гипермаркете "Метрика" плакаты, аналогичные плакатам ООО "Касторама РУС".
Основываясь на экспертном заключении Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, управление пришло к выводу о наличии сходства до степени смешения баннеров, используемых ООО "Касторама РУС", с баннерами, используемыми ООО "Стройформат".
Решением от 15.11.07 N 05-271 антимонопольный орган признал в действиях общества наличие нарушения части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ, выразившееся во введении в оборот товаров для дома и ремонта с незаконным использованием информационных материалов, сходных до степени смешения с информационными материалами, исключительные имущественные права на которые принадлежат ООО "Касторама РУС"(л.д. 7-13).
На основании решения управление выдало заявителю предписание от 29.11.07, которым обязало общество: прекратить недобросовестную конкуренцию, запрещенную частью 1 статьи 14 закона N 135-фз, выразившуюся во введении в оборот товаров для дома и ремонта с незаконным использованием информационных материалов, сходных до степени смешения, с информационными материалами, исключительные имущественные права на которые принадлежат ООО "Касторама РУС"; прекратить в срок до 18.01.08 использование в сети магазинов "Метрика" информационных материалов, сходных до степени смешения, с информационными материалами, исключительные имущественные права на которые принадлежат ООО "Касторама РУС".
Не согласившись с законностью ненормативных актов управления, ООО "Стройформат" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что:
- ООО "Стройформат" не представило доказательств относительно самостоятельных разработок спорных дизайн-макетов;
- ООО "Стройформат", используя в своей деятельности хорошо узнаваемый и оригинальный дизайн информационных материалов сети гипермаркетов "Касторама", получает необоснованное преимущество в предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав мнение сторон, считает выводы суда первой инстанции правильными, а жалобу общества не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 закона N 135-фз не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе в виде введения в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 09.07.93 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" произведения дизайна являются объектами авторского права. И они подлежат правовой охране независимо от выполнения каких-либо формальностей по их регистрации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Касторама РУС" используются баннеры, которые созданы в результате интеллектуальной деятельности, являются творческими и оригинальными. Использование ООО "Стройформат" баннеров, сходных до степени смешения с баннерами ООО "Касторама РУС", также установлено в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом, и не опровергнуто обществом. Из сравнительной фототаблицы, представленной в материалы дела, усматривается очевидное сходство до степени смешения между баннерами, используемыми обществом и третьим лицом (л.д. 128-145, том 1). Указанное обстоятельство также подтверждено выводами экспертной группы профессиональных дизайнеров, членов Санкт-Петербургского союза дизайнеров (л.д. 47- 55, том 1).
Правомерность использования спорных баннеров ООО "Касторама РУС" установлена в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом и подтверждается представленными в настоящее дело доказательствами (л.д.5-52, том 2). В то время как со стороны ООО "Стройформат" таких доказательств не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка ООО "Стройформат" на заимствование информации с Интернет-сайтов как обоснование доводов о создании спорных баннеров в результате самостоятельной работы сотрудника общества. Само по себе размещение на сайтах Интернета объектов авторских прав не свидетельствует об использовании данных объектов с согласия авторов, и может являться контрафактным. Кроме того, список используемых обществом сайтов Интернета не отражает действительной информации, содержащейся на этих сайтах. Также не является доказательством самостоятельной творческой деятельности сотрудника общества по созданию дизайн-макетов представленные в материалы дела документы: Положение об отделе рекламы, служебная записка директора ООО "Стройформат" от 18.07.05 N 336/07/05 и приказы о приеме на работу и переводке на другую работу Тришевой М.В. Указанные документы не свидетельствуют о результатах по разработке дизайна макетов спорных баннеров начальником отдела рекламы общества.
Следует признать также несостоятельной ссылку общества на отсутствие с его стороны использования баннеров с коммерческой целью. Из фотоизображения баннеров следует, что они представляют собой выполненную в едином стиле серию информационных плакатов - "подсказок" для покупателей. Размещение в сети гипермаркетов подобного рода информационных плакатов направлено на привлечение внимания потребителей, на восприятие подаваемой информации, конечной целью которого является реализация предлагаемой к продаже продукции.
Действия ООО "Стройформат" по размещению в сети гипермаркетов "Метрика" хорошо узнаваемых и оригинальных дизайн-макетов, сходных до степени смешения с ранее введенными дизайн-макетами ООО "Касторама РУС", свидетельствует о получении обществом преимуществ на рынке розничной торговли товарами для дома и ремонта.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства дела, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 июня 2008 А56-3240/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Стройформат" без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей по апелляционной жалобе согласно платежному поручению от 01.07.08 N 14661 отнести на ООО "Стройформат".
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3240/2008
Истец: ООО "Стройформат"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Третье лицо: ООО "Касторама РУС"
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7301/2008