г. Санкт-Петербург
04 сентября 2008 г. |
Дело N А26-41/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7676/2008) Министерства лесного комплекса РК на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.06.2008 по делу N А26-41/2008 (судья И.В. Шалапаева), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром"
к ГУ Республики Карелия "Ладвинский лесхоз", Министерству лесного комплекса РК, Министерству природных ресурсов Республики Карелия, ГУ "Ладвинское центральное лесничество"
3-е лицо: Министерство финансов Республики Карелия
о взыскании 20902,47 руб.
при участии:
от истца (заявителя): представителя М.В. Яковлевой (доверенность от 20.11.07 N 136)
от ответчиков 1, 2, 3 - не явились (уведомлены)
от 3-го лица: не явился (уведомлено)
установил:
Открытое акционерное общество "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром" (Далее - истец, ЛХК "Кареллеспром") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к ответчику Государственному учреждению Республики Карелия "Ладвинский лесхоз" о взыскании возмещения произведенных затрат на тушение лесного пожара в сумме 20902,47 рублей.
Судом первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) произведено процессуальное правопреемство ответчика ГУ РК "Ладвинский лесхоз" на Государственное учреждение Республики Карелия "Ладвинское центральное лесничество". Так же судом первой инстанции в качестве ответчиков по делу привлечены Министерство природных ресурсов Республики Карелия и Министерство лесного комплекса Республики Карелия, в качестве третьего лица - Министерство финансов Республики Карелия.
Решением от 5 июня 2008 года суд первой инстанции взыскал в пользу истца 20902,47 руб. в возмещение затрат, понесенных при тушении лесного пожара, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 836,10 руб. с ответчика Министерства лесного комплекса Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия. В удовлетворении иска к ответчикам ГУ РК "Ладвинское центральное лесничество" и Министерство природных ресурсов РК суд отказал. Принимая решение по делу, суд руководствовался положением Закона Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2008 год", Положением о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия, утвержденным Указом Главы Республики Карелия от 31.12.2007 N 195.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство лесного комплекса РК обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя апелляционной жалобы, субвенции из федерального бюджета, выделенные Республике Карелия на 2008 год, должны использоваться на осуществление переданных с 01.01.2007 полномочий в области лесных отношений и не могут расходоваться на возмещение затрат, понесенных в 2006 году.
Представитель истца в судебное заседание явился, просил суд оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Представитель подателя апелляционной жалобы Министерства лесного комплекса РК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени рассмотрения дела.
Представители ответчиков Министерства природных ресурсов РК, ГУ РК "Ладвинское центральное лесничество", а также третьего лица - Министерства финансов РК, извещенные надлежащим образом о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали перед судом о рассмотрении дела в их отсутствие.
Дело рассмотрено апелляционной инстанцией в отсутствие ответчиков и третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 13.07.2006 в 6, 11 выделах Рыборецкого лесничества Ладвинского лесхоза обнаружен пожар на площади 10,7 га. Причиной возникновения пожара явилось неосторожное обращение с огнем местного населения, данное обстоятельство отражено в протоколе о лесном пожаре от 18.07.2006 N 14/1 (т.1 л.д.41-42). В период с 13 по 16 июня 2006 года пожар был ликвидирован силами работников лесной охраны и ОАО "ЛХК "Кареллеспром", которому участок лесного фонда был передан в аренду на основании договора аренды участков лесного фонда от 14.05.2004, заключенного с ФГУ "Ладвинский лесхоз" (т.1 л.д.16-24).
Суду первой инстанции истцом был представлен расчет размера исковых требований, который составил 20902,47 рублей (т.1 л.д.12). Размер понесенных затрат подтверждается представленными в дело доказательствами: актом выполненных работ по тушению лесного пожара от 26.07.2006, табелем учета отработанного времени средней зарплаты работников, занятых на тушении лесного пожара, табелем учёта использования автотранспорта и пожарного оборудования, путевым листом автомобиля, занятого на тушении лесного пожара, нормами расхода топлив и смазочных материалов, утверждёнными Минтрансом России 29.04.03 (т.1 л.д.33, 34-39, 46-47).
Размер взыскиваемой суммы подтверждается материалами дела, не оспаривался ответчиками по делу.
04.12.2006 ЛХК "Кареллеспром" направило в ГУ РК "Ладвинский лесхоз" счёт N 4932 от 04.12.2006 и документы, подтверждающие расходы по тушению пожара (т.1 л.д.45, 48).
Письмом от 15.12.2007 N 948/01-04 ГУ РК "Ладвинский лесхоз" сообщил истцу, что его затраты не были включены в сводный реестр Агентства лесного хозяйства для выделения средств по причине несвоевременного представления подтверждающих документов, на 2007 год на указанные цели денежные средства лесхозу не выделялись по причине отсутствия пожаров (т.1 л.д.44).
Не согласившись с отказом, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика расходов, понесенных в связи с тушением лесного пожара.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает принятый по делу судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 47 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей в спорный период) тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счёт субвенций из федерального бюджета.
Материалами дела подтверждается, что истец участвовал в тушении лесного пожара, произошедшего на территории участка лесного фонда, переданном ему в аренду по договору от 14.05.2004, понес материальные затраты, связанные с тушением пожара.
Согласно пунктам 6.2.5 и 6.2.20 договора арендатор (истец) обязан обеспечивать оперативное тушение пожаров и ликвидацию его последствий на арендованной территории, производить материально-техническое обеспечение противопожарных мероприятий в сроки, указанные арендодателем.
Между тем, буквальное толкование возложенных на арендатора перечисленных обязанностей не противоречит действовавшему в указанный период законодательству о возмещении затрат, понесённых при исполнении обязанности, предусмотренной пунктом 6.2.5 договора.
Федеральным законом от 03.04.2008 N 36-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2006 год" были установлены размеры субвенций, выделяемых бюджетам на осуществление полномочий по тушению лесных пожаров в лесном фонде на территориях субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2005 .N 372, действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений, утверждены Правила расходования и учёта средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий по тушению лесных пожаров в лесном фонде.
Согласно пункту 6 указанных Правил перечисление средств со счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляется на основании счетов-фактур по оплате услуг организаций, привлеченных для тушения лесного пожара, к которым прилагаются реестры затрат и расчеты стоимости услуг, справки и другие документы, подтверждающие произведенные затраты по тушению лесного пожара.
Таким образом, в рассматриваемый период возмещение затрат, понесенных в связи с тушением лесных пожаров носило компенсационный характер, предусматривало компенсацию фактически понесенных затрат, подтвержденных документально, было отнесено к расходным обязательствам бюджета Российской Федерации за счет субвенций, выделяемых на соответствующие цели.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 15.07.2005 N 204-рп "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2005 N 372 "О порядке расходования и учёта средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование мероприятий по тушению лесных пожаров и распределении этих средств", действовавшим в рассматриваемом периоде, главным распорядителем и получателем средств на указанные цели, поступающих в бюджет Республики Карелия в виде субвенций из федерального бюджета было определено Министерство государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия (после преобразования - Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия).
Перечисление средств в выделенных на эти цели пределах главному распорядителю осуществлялось Министерством финансов РК на основании реестров (пункт 3 Распоряжения).
Главный распорядитель принимал от юридических лиц согласно заключённым договорам на тушение лесных пожаров документы с приложением реестра документов, подтверждающих понесённые затраты, проверенные и подписанные Агентством лесного хозяйства Республики Карелия, проверял представленные документы и предъявлял к оплате с лицевого счёта получателя платёжные поручения с приложением реестров и документов, подтверждающих затраты на тушение лесных пожаров (пункт 5 Распоряжения).
В соответствии с установленным порядком в 2006 году полностью израсходованы на указанные цели перечисленные из федерального бюджета субвенции в размере 33492557,02 руб.
Данное обстоятельство подтверждено отчётом об использовании субвенций из федерального бюджета, предоставляемых субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий по тушению лесных пожаров (т.1 л.д. 125-129).
В связи с вступлением в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации 04.12.2006 полномочия по организации тушения лесных пожаров и функции распорядителя субвенций были возложены на Государственный комитет Республики Карелия по лесу, впоследствии преобразованный в Министерство лесного комплекса Республики Карелия. В соответствии со статьёй 3, приложение 2 к Закону Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2008 год", подпунктом 2 пункта 4 Положения о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия, утверждённого Указом Главы Республики Карелия от 31.12.07 N 195, в настоящее время функции администратора субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по организации тушения лесных пожаров возложены на Министерство лесного комплекса Республики Карелия.
Поскольку фактическим основанием иска является несение истцом затрат, связанных с тушением лесного пожара в 2006 году, указанные затраты в силу статьи 47 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) и Постановления Правительства РФ от 10.06.2005 N 372 должны быть возмещены за счет субвенций, выделяемых их федерального бюджета и перечисляемых в бюджет Республики Карелия.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по иску Общества является Министерство лесного комплекса Республики Карелия, является обоснованным. Суд обоснованно взыскал истребуемую истцом сумму с данного ответчика, отказав в удовлетворении иска к другим ответчикам по делу.
Ссылка ответчика Министерства лесного комплекса РК в апелляционной жалобе на пункт 6 Правил и Распоряжения Республики Карелия N 204р-П от 15.07.2005 и N 215-р от 01.08.2006, в соответствии с которыми перечисление средств со счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляется на основании счетов-фактур по оплате счетов юридических лиц, привлеченных для тушения лесных пожаров, на основании заключенных с ними договоров, между тем истец подобный договор не заключал, следовательно, в удовлетворении заявленного иска ему должно быть отказано, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Истцом не отрицается тот факт, что им не заключался договор на тушение лесных пожаров, однако действовавшим законодательством предусматривалось заключение подобных договоров с лесхозами. Лесхозы привлекают арендаторов участков лесного фонда к тушению лесных пожаров и ликвидаций его последствий, а так же принимают документально подтвержденные обращения за возмещением затрат, понесенных в связи с тушением лесных пожаров. В данном случае договор на тушение лесных пожаров был заключен Министерством государственной собственности и природных ресурсов РК и ФГУ "Ладвинский лесхоз", к которому истец обратился за возмещением понесенного ущерба.
Из материалов дела следует, что средства, выделенные в качестве субвенций на тушение лесных пожаров в 2006 году, были освоены Министерством природных ресурсов РК в полном объеме и в соответствии с целевым назначением.
С 01.01.2007 Министерство природных ресурсов РК не является распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых в качестве субвенций на выполнение переданных субъекту Российской Федерации полномочий, и, соответственно, не вправе производить какие-либо выплаты на цели, указанные в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе на тушение лесных пожаров.
Распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых в качестве субвенций на организацию тушения лесных пожаров, является Министерство лесного комплекса РК, что следует из положений Закона Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2008 год".
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о законность оспариваемого решения суда первой инстанции, оснований для его отмены апелляционная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05 июня 2008 по делу N А26-41/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Республики Карелия без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-41/2008
Истец: ОАО "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Республики Карелия, Министерство лесного комплекса РК, ГУ "Ладвинское центральное лесничество", Государственное учреждение Республики Карелия "Ладвинский лесхоз"
Третье лицо: Министерство финансов Республики Карелия
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7676/2008