г. Санкт-Петербург
27 февраля 2009 г. |
Дело N А56-17284/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-825/2009) ООО "Купчинская лесоторговая база" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2008 по делу N А56-17284/2008 (судья О.Б. Иванилова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Купчинская лесоторговая база"
к Правительству Санкт-Петербурга
Государственному учреждению "Городское агентство по промышленным инвестициям"
ООО "Гермес"
3-е лицо Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
о признании незаконным постановления Правительства Санкт-Петербурга
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.Ю. Тойко (доверенность от 01.06.08 б/н); после перерыва - представитель тот же
от ответчиков: Правительства СПб - представителя С.С. Пазарацкас (доверенность от 11.01.09 N 07-125/05), после перерыва - представителя Н.С. Герр (доверенность от 11.01.09 N 07-125/03);
от ГУ "ГА по промышленным инвестициям" - не явился, после перерыва - представителя А.К. Пивень (доверенность от 29.09.08 N 5-3657)
от ООО "Гермес": представителей С.С. Орловой (доверенность от 15.09.08), К.В. Арешкина (доверенность от 15.09.08); после перерыва - представителя К.В. Арешкина (доверенность от 15.09.08)
от 3-го лица: представителя Ю.С. Баженовой (доверенность от 30.12.08 N 34/97-42); после перерыва - представитель тот же
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Купчинская лесоторговая база" (Далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.04.2008 N 415 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Фрунзенский район, Софийская улица, участок 1 (южнее дома N 1, литера А, по Софийской ул.)".
В обоснование заявленного требования Общество указывает, что оспариваемое Постановление принято с нарушением статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга для строительства и реконструкции" (Далее - Закон СПб N 282-43), поскольку торги на право заключения договора аренды спорного участка не проводились. Данное Постановление нарушает права заявителя в сфере осуществления инвестиционной деятельности в отношении спорного участка, так как лишает его возможности принимать участие в торгах и, как следствие, использовать земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности. Общество, являясь арендатором спорного земельного участка, имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды по окончании действующего договора.
Решением от 15.12.2008 суд отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о том, что оспариваемое Постановление принято в соответствии с действующим законодательством, материалами дела не подтверждается факт нарушения прав и законных интересов заявителя изданием Постановления.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд не применил закон, подлежащий применению - Закон СПб N 282-43, а также Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1592 "Об утверждении Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции". По мнению заявителя, спорный земельный участок мог быть предоставлен заинтересованным лицам в аренду только на торгах в силу положения пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заинтересованных лиц: Правительства СПб, Государственного учреждения "Городское агентство по промышленным инвестициям", ООО "Гермес" и третьего лица Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (Далее - КУГИ СПб) против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзывах на нее.
Законность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: 192102, Санкт-Петербург, Софийская ул., участок 57, площадью 3582 кв.м., кадастровый номер 78:7404:1026, на основании договора аренды земельного участка N 21-ЗК02910 от 19.06.2006, заключенного с КУГИ СПб срок действия по 19.04.2009 (л.д.15-19).
16.01.2008 Общество подало заявление в Санкт-Петербургское ГУ "Управление инвестиций" о предоставлении земельного участка для строительства здания складского, административно-бытового назначения площадью 1500 кв.м., заявке присвоен N 1240 от 16.01.2008 (л.д.25-26).
Письмом Общества от 04.03.2008 в связи с изменением временного регламента застройки данного квартала, функциональное назначение объекта строительства было изменено на станцию технического обслуживания электронных систем автомобилей с административно-бытовыми и складскими помещениями (л.д.27).
Помимо заявителя на предоставление данного земельного участка для строительства была подана заявка от Общества с ограниченной ответственностью "Гермес" с целью строительства многоэтажного гаража (л.д.58-59).
Постановлением Правительства СПб от 16.04.2008 N 415 земельный участок площадью 3666 кв.м., кадастровый номер 78:13:7404:21, расположенный по адресу: Фрунзенский район, Софийская ул., участок 1, предоставлен ООО "Гермес" в целях проведения изыскательских работ для определения возможности проектирования и строительства многоэтажного паркинга; КУГИ СПб предписано в месячный срок заключить с ООО "Гермес" договор аренды земельного участка для проведения изыскательских работ сроком на 11 месяцев (л.д.24).
Полагая, что данное Постановление принято с нарушением закона и нарушает права заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Выслушав представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене.
Порядок предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для осуществления градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга установлен Законом Санкт-Петербурга от 17.04.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции", а также Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1592 "Об утверждении Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительств и реконструкции" (Далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона СПб N 282-43 объекты недвижимости предоставляются на торгах. В случаях, установленных статьей 5 настоящего Закона Санкт-Петербурга, объекты недвижимости могут быть предоставлены целевым назначением.
Разделом 3 Положения предусмотрен порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно пункту 3.1 данного раздела потенциальный инвестор, имеющий намерение получить земельный участок для строительства, направляет письменное обращение в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.4 Положения установлено, что исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, получившие обращение потенциального инвестора, в 15-дневный срок с момента получения обращения потенциального инвестора готовят служебную записку на основании представленных потенциальным инвестором материалов и направляют ее Губернатору Санкт-Петербурга.
Результат рассмотрения служебной записки оформляется письменным поручением Губернатора Санкт-Петербурга (пункт 3.5).
Письменное поручение Губернатора Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта подлежит исполнению Комитетом по строительству путем подготовки в установленном порядке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости в аренду для проведения изыскательских работ (пункт 3.5.1 Положения).
Из текста пункта 3.5.1 Положения следует, что предоставление земельного участка в аренду для проведения изыскательских работ осуществляется на основании решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Из уведомления ГУ "Городское агентство по промышленным инвестициям" N 4-1463 от 10.04.2008 следует, что ГУ "Управление инвестиций" во исполнение поручения Губернатора Санкт-Петербурга от 10.07.2007 и на основании ранее поданного заявления ООО "Гермес" осуществило подготовку документации, необходимой для предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Софийская, д.5, для строительства многоэтажного гаража в соответствии с Постановлением Правительства СПб от 21.09.2004 N 1592. Проект постановления Правительства СПб о проведении изыскательских работ на испрашиваемом земельном участке был согласован 20.03.2008 на совещании по вопросу согласования проектов постановлений, подготовленных для рассмотрения на заседании Правительства Санкт-Петербурга (л.д.30).
Очевидно, земельный участок был предоставлен ООО "Гермес" в соответствии с разделом 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства СПб от 21.09.2004 N 1592, то есть, как установлено пунктом 3.5.1 Положения, участок предоставлен для строительства путем принятия Постановления СПб о предоставлении объекта недвижимости в аренду для проведения изыскательских работ.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 5 Закона СПб N 282-43 целевое предоставление земельных участков осуществляется при предоставлении в соответствии с земельным законодательством и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта недвижимости.
Правоотношения в сфере землепользования регламентированы в первую очередь Земельным Кодексом Российской Федерации (ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок был предоставлен ООО "Гермес" для строительства целевым назначением с предварительным согласованием места размещения объекта. Данное обстоятельство подтверждается актом о выборе земельного участка для строительства, расположенного по адресу: Фрунзенский район, Софийская ул., участок 1 (южнее дома N 1, литера А, по Софийской улице), общей площадью 3666 кв.м., функциональное назначение объекта недвижимости: многоэтажный паркинг, утвержденным распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства СПб от 15.09.2008 N 3408 (л.д.98, 99-100).
Согласно пункту 6 статьи 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен ЗК РФ.
Материалами дела подтверждается, что на момент принятия оспариваемого Постановления N 415 спорный земельный участок был сформирован, ему был присвоен кадастровый номер. Из кадастрового плана данного участка от 29.02.2008 следует, что он состоит из участков с кадастровыми номерами 78:7404:1026 (участок, арендуемый заявителем) и 78:7404:1004, ему присвоен кадастровый номер 78:13:7404:21, его общая площадь составляет 3666 кв.м. (л.д.23).
Таким образом, данный участок мог быть предоставлен заинтересованным лицам в аренду, в том числе для проведения изыскательских работ, только на торгах в соответствии с частью 6 статьи 30 ЗК РФ.
Суд первой инстанции, вынося обжалуемый судебный акт, необоснованно не применил данную норму земельного законодательства.
Так же суд необоснованно не применил Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 20.05.2002 N 792-ра "О проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков для проведения изыскательских работ", действовавшее на момент издания оспариваемого Постановления Правительства СПб N 415.
Данным Распоряжением было предписано в целях активизации инвестиционного процесса, обеспечения сокращения сроков подготовки разрешительной документации, развития системы предоставления земельных участков на конкурсной основе проводить в Санкт-Петербурге торги в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков для проведения изыскательских работ (далее - торги). Предметом торгов является право на заключение договоров аренды земельных участков для проведения изыскательских работ (далее - договор) на условиях, указанных в пунктах 2.2-2.4 распоряжения.
Распоряжение N 792-ра по своей сути не противоречит положениям Закона СПб N 282-43 и, следовательно, суд первой инстанции не обоснованно его не применил.
Вывод суда первой инстанции о том, что обязательность проведения торгов на право аренды спорного земельного участка для проведения изыскательских работ не предусмотрена законодательством, не является обоснованным.
Пунктом 1 статьи 1 Закона N 282-43 предусмотрено, что настоящим Законом Санкт-Петербурга устанавливается порядок и условия предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для целей осуществления инвестиционной деятельности, если результатом такой деятельности является вновь созданное недвижимое имущество (новая вещь).
Очевидно, Закон не делает исключений в отношении предоставления земельных участков в аренду для проведения изыскательских работ.
Пункт 7 статьи 22 ЗК РФ, предусматривающий порядок предоставления земельного участка для проведения изыскательских работ, не регламентирует порядок такого предоставления. Между тем, данный порядок предусмотрен Законом СПб N 282-43, что следует из пункта 1 статьи 1 данного Закона.
Так же необоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемым Постановлением не нарушаются права и законные интересы заявителя.
В договоре аренды земельного участка от 19.06.2006 N 21-ЗК02910 указан земельный участок по адресу: 192102, г.Санкт-Петербург, Софийская ул., участок 57, площадью 3582 кв.м., кадастровый номер 78:7404:1026. В оспариваемом Постановлении Правительства СПб указан участок, расположенный по адресу: Фрунзенский район, Софийская ул., участок 1 (южнее дома N 1, литера А, по Софийской ул.), площадью 3666 кв.м., кадастровый номер 78:7404:1021.
В кадастровом плане земельного участка от 20.08.2008 указано, что предыдущим кадастровым номером участка по адресу: Фрунзенский район, Софийская ул., участок 1 (южнее дома N 1, литера А, по Софийской ул.) является кадастровый номер 78:7404:1026.
Фактически земельный участок, предоставленный в аренду для проведения изыскательских работ ООО "Гермес", образовался путем присоединения к земельному участку, арендуемому Обществом, дополнительного незначительного участка земли площадью 3666-3582=84 кв.в. Данное обстоятельство усматривается из представленных в материалы дела кадастровых планов (л.д.22-23). Участок, предоставленный в аренду ООО "Гермес", фактически "поглотил" земельный участок, уже находящийся в аренде у заявителя на основании договора от 19.06.2006 N 21-ЗК02910, тем самым нарушено вещное право заявителя.
Так же оспариваемое Постановление Правительства СПб нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку лишает его возможности участвовать в торгах на предоставление земельного участка и, как следствие, возможности получения земельного участка для строительства, использования его в осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, а изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела, что является основанием для его отмены в соответствии с частью 1 статьи 270 АПК РФ.
Заявленное Обществом требование подлежит удовлетворению.
В порядке статьи 104 АПК РФ государственная пошлина в размере 2000 рублей, оплаченная при обращении с заявлением в суд, подлежит возврату Обществу из федерального бюджета. Оплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит взысканию с ООО "Гермес" в пользу Общества в порядке статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271, статьей 110, статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 декабря 2008 года по делу N А56-17284/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.04.2008 N 415 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Фрунзенский район, Софийская улица, участок N 1 (южнее дома N 1, литера А, по Софийской ул.)".
Возвратить ООО "Купчинская лесоторговая база" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, оплаченную при обращении в суд с заявлением.
Взыскать с ООО "Гермес" в пользу ООО "Купчинская лесоторговая база" государственную пошлину в размере 1000 рублей, оплаченную при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17284/2008
Истец: ООО "Купчинская лесоторговая база"
Ответчик: Правительство Санкт-Петербурга, ООО "Гермес", Государственное учреждение "Городское агентство по промышленным инвестициям"
Третье лицо: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга