г. Санкт-Петербург
09 сентября 2008 г. |
Дело N А56-18493/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Харенко Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" (регистрационный номер 13АП-5807/2008) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2008 года по делу N А56-18493/2007 (судья Данилова Н.П.), принятое
по иску ОАО "Карельский окатыш"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 116 560 руб.
при участии:
от истца: Филимонов К.П. по доверенности N 5 от 11.10.2007 г.
от ответчика: Репин А.И. по доверенности N 11/4-104 от 21.12.2007 г., Титков Г.А. по доверенности N 11/4-101 от 21.12.2007 г.
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - ОАО "Карельский окатыш", Общество) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") 116 560 руб. штрафа за задержку приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, 3 832 руб. расходов по госпошлине.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2008 г. взыскано 91 680 руб. штрафа и 3 250 руб. расходов по госпошлине. В удовлетворении остальной части иска отказано.
ОАО "Российские железные дороги" обратилось с апелляционной жалобой на решение суда.
В обоснование своих доводов о неправильности решения податель жалобы ссылается на следующие обстоятельства.
ОАО "Карельский окатыш" в нарушение пункта 9 договора от 01.12.2002 г. N 162 (далее также - договор), регулирующего эксплуатацию железнодорожного подъездного пути Общества при станции Костомукша-Товарная, включило в расчет исковых требований штрафы за задержку приема от 1 до 4-х вагонов и групп вагонов менее 58 единиц по отправительским маршрутам, не представив доказательства письменного согласования со станцией Костомукша-Товарная возврата вагонов в меньшем количестве, чем это установлено договором для отправительских маршрутов (58 вагонов) и для одиночных вагонов (группа не менее 5 единиц). При этом, по мнению ответчика, принятие приемосдатчиком станции Костомукша-Товарная уведомлений о готовности вагонов к уборке не является письменным согласованием на прием ОАО "РЖД" одиночных вагонов группами менее 5 единиц, а также неполных отправительских маршрутов.
Вывод суда о том, что под употребленным в тексте названного пункта договора словом "группа" в данном случае следует понимать не менее двух вагонов противоречит буквальному толкованию пункта 9 договора, предусматривающего, что отправительские маршруты возвращаются в полном составе, одиночные вагоны - группами, не менее пяти вагонов.
Суд необоснованно удовлетворил требования истца по железнодорожным накладным N N 467360, 589435 в сумме 3 820 руб. (одиночные вагоны).
Сторонами в договоре четко определена минимальная группа одиночных составов (не менее 5 вагонов) передаваемых на станцию.
В части взыскания 120 руб. истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора.
Истец в судебном заседании от требований по накладной N 220067 в размере 120 руб. отказался и уменьшил сумму исковых требований, однако данное обстоятельство не нашло отражение в оспариваемом судебном акте.
Ответчик в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, выразил несогласие с решением в части взыскания 11 540 руб. штрафа.
В судебном заседании истец возражает против рассмотрения правильности решения в обжалуемой части, просит рассмотреть в полном объеме, заявил отказ от исковых требований в размере 120 руб. по пункту 1 акта сверки.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Карельский окатыш" (владелец) и ОАО "РЖД" 01.12.2002 г. заключили договор N 162, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути необщего пользования, примыкающего к пути N 3 станции Костомукша-Товарная Октябрьской железной дороги.
В соответствии с пунктом 9 договора с железнодорожного подъездного пути вагоны возвращаются по мере готовности к уборке в количестве, согласованном сторонами, но не более 58 вагонов (232 оси) или по весу не более 5 200 тонн брутто. Возвращаемые с железнодорожного подъездного пути вагоны доставляются локомотивом владельца на свободные приемо-отправочные (выставочные) пути 3, 5 - 11 станции Костомукша-Товарная по уведомлению не позднее, чем за 2 часа до выставления вагонов. При этом отправительские маршруты возвращаются в полном составе, одиночные вагоны группами, не менее 5 вагонов (по согласованию со станцией передача вагонов может производиться в меньшем количестве) с постановкой порожних вагонов отдельной группой.
Пунктами 10, 12 договора предусмотрено, что о готовности вагонов к уборке приемосдатчик владельца передает уведомление приемосдатчику станции Костомукша-Товарная по телефону с одновременной записью в "Книге уведомлений о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь" формы ГУ-2а. Задержка приема ОАО "РЖД" вагонов, предъявленных к сдаче с подъездного пути ОАО "Карельский окатыш", по вине станции оформляется актом общей формы, на основании которого время задержки из оплачиваемого времени исключается. Ответственность перевозчика за задержку по его вине приема вагонов с подъездного пути владельца наступает через 2 часа после получения уведомления о готовности вагонов к сдаче.
Из указанного следует, что ОАО "РЖД" в течение двух часов с момента получения уведомления Общества производит уборку его полносоставных отправительских маршрутов или групп одиночных вагонов в количестве не менее 5 единиц, в случае нарушения указанного срока ОАО "РЖД" несет ответственность, установленную законом.
В соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Согласно пунктам 3.6, 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 26, в случаях, когда размер одновременной подачи партии вагонов к месту погрузки, выгрузки превышает вместимость мест погрузки и выгрузки и она может быть погружена или выгружена без перестановки локомотивом перевозчика, передается уведомление о готовности к уборке всей одновременно поданной партии вагонов к месту погрузки и выгрузки. При наличии у перевозчика возможности допускается осуществление уборки части погруженной или выгруженной одновременно поданной партии вагонов.
Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Полагая, что в период с 22.06.2006 г. по 01.07.2006 г. станцией Костомукша-Товарная задержан прием вагонов с грузами с железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих владельцу, сверх нормативного времени, предусмотренного пунктом 12 договора, ОАО "Карельский окатыш" предъявило ОАО "РЖД" претензию от 21.07.2006 г. N 11 об уплате штрафа в размере 148 760 руб. за задержку приема вагонов с подъездного пути. К претензии ОАО "Карельский окатыш" приложило ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, уведомления о завершении грузовой операции, акты общей формы, выписку из договора на эксплуатацию пути необщего пользования.
Ответчик отказался удовлетворить претензию (уведомление от 08.09.2006 г. N МЮ-11/38, том 1, лист дела 16) со ссылкой на пункт 9 договора от 01.12.2002 г. N 162, а также на то, что истец включил в претензионный расчет вагоны, поступившие группами "от 1 до 4 вагонов", за которые перевозчик ответственности не несет.
В связи с тем, что в претензионном порядке стороны не урегулировали возникший спор, ОАО "Карельский окатыш" обратилось в арбитражный суд с иском.
В ходе судебного разбирательства ответчик признал иск в сумме 58 160 руб., против удовлетворения иска в остальной части возражал, указав на то, что штрафы в сумме 58 400 руб. являются необоснованными, так как начислены истцом за задержку уборки вагонов, поступивших в неполных отправительских маршрутах или в группах менее 5 единиц. При этом ответчик полагал, что срок доставки грузов увеличивается на все время задержки в пути по вине грузоотправителя.
Как следует из акта сверки расчетов (том 1, лист дела 117) и иных собранных по делу доказательств, разногласия сторон касаются штрафов, начисленных Обществом за несвоевременную уборку переданных ОАО "РЖД" вагонов по следующим железнодорожным накладным:
N N 220067 (памятка 2970), 1 вагон - не указана в претензии,
392444 (памятка 2985), 1 вагон,
589059 (памятка 3085), 1 вагон,
473123 (памятка 3021), 3 вагона,
484951 (памятка 3027), 1 вагон,
467360 (памятки 3057, 3065), 2 вагона,
589435 (памятка 3022), 2 вагона,
518047 (памятка 3023), 5 вагонов.
Суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования в сумме 91 680 руб., при этом признав обоснованным факт начисления и размер штрафных санкций по железнодорожным накладным N N 220067 в размере 45600 руб., 220067 в размере 5 820 руб., 473123, 484951 в размере 3 180 руб., 589435 в размере 3 000 руб. , 518047 в размере 7 600 руб., всего на сумму 65 200 руб., а также приняв штрафные санкции частично по накладным NN 220067 в размере 4 800 руб., 392444 в размере 12 500 руб., 484951, 516388 в размере 3 840 руб., всего на сумму 21 140 руб.
При этом суд исходил из согласованности сторонами количества вагонов, подлежащих возвращению по мере готовности к уборке, в предельном количестве 58 вагонов, которые могут быть сформированы в состав для отправки.
Относительно одиночных вагонов, суд первой инстанции исходил из согласованности сторонами минимального предельного количества группы - не менее 5 вагонов, но с оговоркой о том, что по согласованию со станцией передача вагонов может производиться и группой вагонов в меньшем количестве.
Исходя из буквального толкования слова "группа", представляющего количественный показатель не менее двух, суд первой инстанции не принял в расчет железнодорожные накладные, по которым были отправлены одиночные вагоны в составе менее двух вагонов.
С учетом названного вывода, суд первой инстанции отказал во взыскании штрафных санкций в сумме 24 760 руб., начисленных истцом по накладным N N 392444, 589059, 484951, 473123, 467360 (менее пяти вагонов) - в полном объеме, частично по накладным 220067, 392444, 484951, 516388 (неполный маршрут).
При этом суд, исключив из подлежащей взысканию суммы 120 руб. по накладной 220067, не прекратил производство по иску в данной части, а отказал в удовлетворении иска, не приняв во внимание отказ истца от данной части исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает правильным решение о взыскании с ОАО "РЖД" сумм штрафов, начисленных за задержку уборки вагонов, оформленных железнодорожными накладными N N 220067 (45600 руб. + 5 820 руб.), 518047 (7 600 руб.), а также об отказе во взыскании штрафов за несвоевременную уборку вагонов, переданным ОАО "РЖД" по накладным NN 392444 (памятка приемосдатчика 2985, 1 вагон), 589059 (памятка 3085, 1 вагон, памятка 3027, 1 вагон), 467360 (3065, 1 вагон).
Вместе с тем, суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции о частичном исключении штрафных санкций по накладным: N N 220067 (4 800 руб.), 392444 (25 000 руб.), 484951, 516388 (3 840 руб.). При рассмотрении данной части исковых требований, суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что акты общей формы, составленные ОАО "РЖД", свидетельствуют о занятости путей после истечения 2-х часового срока, предусмотренного для выполнения ОАО "РЖД" обязанности по уборке вагонов. Кроме того, данные о нахождении вагонов истца на путях не свидетельствуют о невозможности выполнения ответчиком своих обязательств по уборке вагонов. Таким образом, истец необоснованно заявил требования только о взыскании штрафа за одиночные вагоны в сумме 2 980 руб. по памяткам NN 2985, 3085, 3027, 3065. Истцом правомерно начислен штраф за несвоевременную уборку вагонов по памяткам NN 3021 - 3022 и памяткам 3034 - 3057, поскольку, как следует из представленных документов, вагоны поступили одновременно, в связи с чем составляют группу (5 вагонов и 9 соответственно) и подлежат уборке в установленные договором сроки без предварительного согласования со станцией.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание обоснованность вывода суда первой инстанции о недоказанности ответчиком фронта выгрузки представленными актами общей формы.
Довод истца о правомерности начисления штрафов за несвоевременную уборку ОАО "РЖД" переданных по согласованию с ней вагонов в группах менее 5 единиц в каждой не соответствуют условиям договора и собранным по делу доказательствам. Как следует из договора, возвращаемые с железнодорожного подъездного пути вагоны доставляются локомотивом владельца на свободные приемо-отправочные (выставочные) пути станции Костомукша-Товарная по уведомлению не позднее, чем за 2 часа до выставления вагонов. При этом одиночные вагоны возвращаются группами, не менее 5 вагонов (по согласованию со станцией передача вагонов может производиться в меньшем количестве) с постановкой порожних вагонов отдельной группой.
Из буквального значения содержащихся в договоре слов и выражений следует, что обязанность убирать одиночные вагоны в группе менее 5 единиц в течение 2 часов после получения уведомления о готовности вагонов к сдаче у ОАО "РЖД" наступает только в случае получения на это согласия станции Костомукша-Товарная.
Договором же не установлен порядок получения такого согласия.
Однако, принимая во внимание, что поскольку предусмотренное пунктом 9 договора согласование является изменением условий договора, то оно в силу пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации должно совершаться в той же форме, что и договор, то есть в письменной форме, и в соответствии с пунктом 3 статьи 154 и пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации содержать выражение согласованной воли двух сторон.
Пунктами 2 и 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В подтверждение получения согласия станции Костомукша-Товарная убрать в течение двух часов одиночные порожние вагоны, выставленные в группах менее 5 единиц, истец представил уведомления и памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
Однако подписи приемосдатчиков ОАО "РЖД" в уведомлениях свидетельствуют лишь о принятии этих уведомлений, а в памятках приемосдатчика на подачу и уборку вагонов - об уборке ОАО "РЖД" выставленных Обществом вагонов в указанное в них время.
Следовательно, названные документы не являются надлежащими доказательствами согласований сторонами сроков уборки вагонов. Иные доказательства того, что между сторонами было достигнуты соглашения о принятии станцией Костомукша-Товарная и уборке в предусмотренный договором срок одиночных порожних вагонов, выставленных в группе менее 5 единиц, суду не представлены.
При таких обстоятельствах у ОАО "РЖД" отсутствовала обязанность принимать и убирать в течение двух часов одиночные вагоны либо группы вагонов менее пяти единиц, переданные ОАО "РЖД" по памяткам приемосдатчика, а у Общества - право начислять штрафы за их несвоевременную уборку.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания штрафа в размере 113 460 руб., решение суда подлежит изменению в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
На заявленную сумму иска 116 560 руб. госпошлина подлежит уплате в сумме 3 831 руб. 20 коп. Излишне перечисленные истцом 80 коп. подлежат возврату из федерального бюджета. В связи с отказом истца от исковых требований в сумме 120 руб. и прекращением производства по делу в данной части, возврату истцу из федерального бюджета подлежит сумма 3 руб. 94 коп., итого - 4 руб. 74 коп.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований расходы истца по госпошлине по иску подлежа возмещению в сумме 3 729 руб. 31 коп.
Поскольку апелляционная жалоба ОАО "РЖД" апелляционным судом не удовлетворена, расходы ответчика по госпошлине по жалобе возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, пунктом 2 части 269, пунктом 2 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.08 г. изменить, изложив резолютивную часть в суледующей редакции.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Карельский окатыш" 113 460 руб. штрафа и 3 729 руб. 31 коп. расходов по госпошлине.
Принять отказ от иска в сумме 120 руб. Производство по делу в части взыскания 1200 руб. прекратить.
В остальной части иска отказать.
Возвратить ОАО "Карельский окатыш" из федерального бюджета 4 руб. 74 коп. госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18493/2007
Истец: ОАО "Карельский окатыш"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5807/2008