г. Санкт-Петербург
23 сентября 2008 г. |
Дело N А56-5286/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Борисовой
судей Е.А. Фокиной, Л.А. Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н. Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8231\2008) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2008г. по делу N А56-5286/2007 (судья Королева Т.В.),
по заявлению ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Федосеенко Л.Л.- доверенность от 30.06.2008г. N 01-92
от ответчика: Бадаевой Е.А. доверенность от 15.01.2007г., Могилевич В.И.- доверенность от 12.05.2008г. N 78-00-15/45-4523-08
установил:
ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу ( далее- Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу) от 09.02.2007г. N Ю-78-00-18/1-03 о привлечении общества к административной ответственности по ст.ст.6.3,8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предписания об устранении административного правонарушения N 78-0018/1 от 09.02.2007г.
Решением суда первой инстанции, заявленные требования общества удовлетворены: признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 09.02.2007г. N Ю-78-00-18/1-03, в связи с несоблюдением административным органом процессуальных норм при привлечении к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований .
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы , указав, что материалами дела в полном объеме доказаны факт и вина общества в совершении правонарушения, однако суд в нарушение п.6 ст.210 АПК РФ не исследовал основания для привлечения общества к административной ответственности , необоснованно сослался на акт разногласий, который был представлен обществом после принятия оспариваемого постановления.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по тем основаниям, что общество не совершало правонарушений, указанных в пунктах с 1 по 22 оспариваемого постановления.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению
Как видно из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу по распоряжению N 78-00-18/1 от 25.01.2007г. в отношении полигона твердых отходов N 3 (ПТО-3 "Новоселки) ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов" , расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Горское шоссе, 9 км, с 31.01.2007г. по 06.02.2008г. проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проверки, с учетом частично представленных обществом документов, 06.02.2007г. составлен акт N 78-00-18/1 из которого следует, что обществом допущены многочисленные нарушения санитарного законодательства, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов (л.д.43-58).
На основании материалов проверки, с учетом актов по результатам мероприятия по контролю N 78-00-18/1 от 31.01.2007г.. N78-00-18/1 (в продолжение акта от 31.01.2007г. Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, протоколов лабораторных исследований питьевой воды N55 от 05.02.2007г. АИЛЦ ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург", протокола измерения микроклимата N10 от 05.02.2007г. АИЛЦ ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт--Петербург", протокола радиологического обследования N0104/07 от 31.01.2007г. Испытательной радиологической лаборатории отдела радиационной гигиены ФГУЗ "Центр гиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург", протоколов NN 1821-1826 от 28..04.2006г., N2203-2207 от 06.06.2006г., N2447-2452 от 03.07.2006г. АИЛЦ филиала ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах и городе Ломоносове 06.02.2007г. составлен протокол об административном правонарушении NЮ-78-0018/1 в котором зафиксировано:
1.При проверке эксплуатации полигона предъявлен технологический регламент работы полигона твердых отходов N 3, разработанный в 2001 г. и согласованный Центром ГСЭН в Санкт-Петербурге (N 13-03-42-3470 от 21.11.2001г.), сроком действия 5 лет. Вновь разработанный технологический регламент работы полигона твердых отходов N 3, представлен на согласование в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, осуществляющее государственный санитарно-эпидемиологический надзор, 02.02.2006г. Установлено, что на 31.01.2007г. прием отходов на полигон осуществлялся без согласованного с Управлением списка отходов, что является нарушением -п.2.4. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", ст.22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2.Представленная "Инструкция по приему отходов на полигон ТБО", утвержденная 24.07.2006г. генеральным директором ЗАО "Опытный завод МПБО". не предусматривает механизм временного хранения и удаления с территории полигона отходов 1 и 2 классов опасности (в случаях их попадания на полигон ПТО-3), что является нарушением п,2.4. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", ст.22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
3."Инструкция по производственной санитарии для персонала полигонов ТБО", утвержденная 21.07.2006г. генеральным директором ЗАО "Опытный завод МПБО", не согласована с Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, что является нарушением .6.3. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов", ст.22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
4.Дезинфекция ходовой части мусоровозов производится с нарушениями "Инструкции по проведению дезинфекции ходовой части для перевозки мусора", утвержденной генеральным директором ЗАО "Опытный завод МПБО" и согласованной 03.07.2006г. главным врачом ФГУЗ "Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция, г. Санкт-Петербург": ванна не оборудована в соответствии с действующей п.п.1.3., 2.4. Инструкцией (отсутствует подключение к водопроводу и канализации), что не позволяет проводить своевременную смену дезраствора по мере его загрязнения; мойка ходовой части транспорта перед проведением дезинфекции не осуществляется, время экспозиции дезинфицирующего средства с ходовой частью автотранспорта не соблюдается (на момент проверки машины КАМАЗ с номерными знаками В961ВЕ98, В582КО98, В6483В98 проехали через дезванну в направлении города без остановки), обнаружены реактивы, хранящиеся без тарной упаковки вне специально предназначенного помещения (склада). дезинфекция ходовой части мусоровозов в вечернее время (после 17-30 час) не проводится в связи с окончанием рабочего времени мастера, ответственного за приготовление дезрастворов. отсутствуют результаты производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований активно-действующих веществ в приготовленных дезрастворах, отсутствует журнал учета дезинфекции ходовой части автотранспорта (Приложение 2 "Инструкции по проведению дезинфекции ходовой части для перевозки мусора"), что является нарушением п.п.2.3.,2,4.,2.7.,3.5. СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", п.п.4.3. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", ст.ст. 11. 22, 29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
5. Разработанная на предприятии "Инструкция по приготовлению дезинфицирующего раствора на основе средства ДП-2Т для дезинфекционной ванны на ПТО-3", утвержденная в 2006 г. генеральным директором ЗАО "Опытный завод МПБО", не предусматривает использование средств защиты кожи рук (резиновых перчаток), мероприятия по ликвидации случайных россыпей дезсредства и их утилизации, что противоречит требованиям "Инструкции N 1/04 от 26.02.2004г. по применению дезинфицирующего средства "ДП-2Т" ОАО "Алтайхимпром" (Россия), согласованной НИИ дезинфектологии Минздрава России, и является нарушением п.3.2. СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", ст.ст.11, 25 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
6.Склад хранения дезинфекционных средств не оборудован вентиляцией, металлические стеллажи для хранения мелкотарных дезсредств отсутствуют, что является нарушением п.п.2.12, 2.13 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", ст.24. Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
7.Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту организации санитарно-защитной зоны полигона, что является нарушением п.2.6. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", ст. 20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическомI благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.99г.
8. На территории административно-хозяйственной части полигона 31.01.2007г. осуществлялось сжигание деревянных отходов (тары), вследствие чего происходило выделение загрязняющих веществ в атмосферный воздух; обнаружено место и следы сжигания изоляции (оплетки) проводов (зола, обожженные остатки изоляции проводов, остатки проволоки красного цвета, ствол и ветви дерева покрыты сажей), что является нарушением п.4.1.СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", п. 5.7. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", ст. 20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.99г.
9.Часть территории административно-хозяйственной зоны не забетонирована (не заасфальтирована), находится в неудовлетворительном санитарном состоянии: разбросаны отходы в местах подъезда и отстоя автотранспорта, что является нарушением п.4.2. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", ст.22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
10.Вдоль западной границы полигона на территории между дренажной мелиоративной и дренажной обводной канавами полигона нарушена целостность вала (выкопанные канавки, размывы), что привело к попаданию сточных вод полигона на водосборную территорию р.Черная (наличие замерзшей воды в местах перетока), что является нарушением п. 4.1.2., 4.1.3.. 4.2. СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", ст.ст.18, 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999г.
11.По результатам производственного лабораторного контроля за 2006 г. поверхностно-дренажной воды в мелиоративных канавах вдоль границ полигона (протоколы N 5004/565 от 28.09.2006г. аккредитованного испытательного лабораторного центра ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург", протоколы N N 1821-1826 от 28.04.2006г., N 2203-2207 от 06.06.2006г.. N 2447-2452 от 03.07.2006г. АИЛЦ филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах и городе Ломоносове), отмечается ухудшение качества воды по санитарно-химическим показателям в мелиоративной канаве в точке ниже полигона по сравнению с показателями в точке выше полигона. Качество грунтовых вод в скважине ниже полигона ухудшается по сравнению с контрольной скважиной (выше полигона). Администрацией ЗАО "Опытный завод МПБО" не планируются и не осуществляются меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды. Указанные факты свидетельствуют о том, что технологические процессы при эксплуатации полигона ТБО не обеспечивают предотвращение загрязнения среды обитания (поверхностных, грунтовых вод и прилегающей водосборной территории) выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах что является нарушением ст.22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.6.5., 6.7. СП 2.1,7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
12.Договором N 73 от 04.10.2006г. с ОАО "Станция профилактической дезинфекции" предусмотрено проведение в 2007 г. дератизации помещений площадью 300 кв.м., дератизация оставшейся части территории полигона в 2007 г. не предусмотрена, что является нарушением п.2.2. СП 3.5.3.1129-02"Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации",ст. ст.11, 29. Федерального закона N52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
13. Отсутствует договор на проведение дератизации на ПТО-3, а также документация, подтверждающая факт ежемесячного проведения дератизации помещений в 2006 г., что является нарушением п.п.2.2., 2.3. СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации", ст.11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
14 . Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не соответствует требованиям действующих санитарных правил и норм (санитарно-эпидемиологическое заключение N 78.01.03.000.Т.003232.10.06 от 12.10.2006г.), что является нарушением п.п.З.1.. 3.15.. 5.2. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.99г.
15. Отсутствуют перечни контингентов и списки лиц (должностей работников), подлежащих периодическим медицинским осмотрам в 2005 г. и 2006 г., в связи с чем не представляется возможным оценить результаты периодического медицинского осмотра по заключительному акту 2005 г., заключительный акт по результатам периодического медосмотра за 2006 г. не представлен.
16. Отсутствует контроль за производственными факторами на рабочих местах, что является нарушением ст.32 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
17. На 2007 г. не определены номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду обитания, что является нарушением ст.32 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", р.5. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", п.2.6, СП 1.1.11058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", раздел 4. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
18. На предприятии отсутствует контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, яичных медицинских книжек, что является нарушением раздела II СП 1.1.11058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно -противоэпидемических (профилактических) мероприятий", ст.ст. 11, 32 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". '.В представленных документах (выписки из ведомостей учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений) отсутствуют сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной защиты (органов зрения электрогазосварщика Вилевина А.А., органов дыхании у всех рабочих по обезвреживанию: Борисова Ю.Д., Васюкевича Н.Л., Васильева Н.В., Васильева А.В., Ефременко А.А., Егорова В.Н., Ильина И.П. и др., у сортировщиков Игнатьева Б.Л., Сыпко А.Н., защиты кожных покров рук у мастера Ивановой В.А.), что является нарушением П.2.11.СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", ст. 25 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
19. Не проводятся своевременно и в полном объеме предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации профилактические прививки работающим на полигоне, что является нарушением п. 2.1. СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", ст.ст. 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
20. На территории административно-хозяйственной зоны выявлено изделие, содержащее радиоактивное вещество (обладающее радиоактивностью), с повышенным над естественным фоном значением мощности дозы гамма-излучения до 1,090 мР/час (1090 мкР/час), рядом, в закрытом металлическом контейнере на территории административно-хозяйственной зоны выявлены тумблеры с повышенной, над естественным фоном, значением мощности дозы гамма-излучения, до 0.3 мР/час (300 мкР/час) (протокол радиологического обследования N 0104/07 от 31.01.2007г. Испытательной радиологической лаборатории отдела радиационной гигиены ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург"), что является нарушением п.2.5. СП 2.1 -7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", ст.22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
21. По данным лабораторных исследований воды питьевой водопроводной, выполненных аккредитованным испытательным лабораторным центром ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург", установлено: вода питьевая водопроводная в кране холодной воды в женском туалете и комнате приема пищи административного корпуса не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа и мутности {протоколы лабораторных исследований N 55 от 05.02.2007г. и N 550 от 02.02.2007г.), что является нарушением СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", п.3.3. СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", ст. 19 Федерального закона N52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
22. По данным лабораторных измерений микроклимата, выполненных аккредитованным испытательным лабораторным центром ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург", установлено: параметры микроклимата в административных помещениях на рабочих местах мастера и начальника полигона ПТО-3 не соответствует допустимым значениям по температуре воздуха для категории- работ 1.6 (протокол измерения микроклимата N 10 от 05.02.2007г.), что является нарушением п.6.2. СанПиН 2.2.4.548-96 ((Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", ст.25 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Совершенные обществом деяния квалифицированы административным органом по ст.6.3 и ст.8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях .
09.02.2008г. административным органом вынесено постановление N Ю-78-00-18/1-03 о привлечении общества к административной ответственности по ст.ст.6.3,8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов" с указанным постановлением не согласилось, по тем основаниям, что отсутствует сам факт административного правонарушения, привлечение общества к административной ответственности произведено с существенными нарушениями требований Кодекса РФ об административных правонарушениях , а именно мотивированные возражения общества по всем 22 эпизодам не были рассмотрены и приняты по внимание административным органом при вынесении оспариваемого постановления, кроме того , по мнению общества, юрист Ермаков В.Л. не наделялся соответствующими полномочиями для составления протокола и рассмотрения административного дела. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, усмотрел , что факт неотражения в оспариваемом постановлении возражений, доводов общества в свою защиту и неуказание доказательств, опровергающих данные доводы, является существенным нарушением законных интересов и прав общества, служащим основанием для отмены постановления.
Апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции и находит их ошибочными, поскольку судом в нарушение ч.6 ст.210 АПК РФ, не проверялись законные основания для привлечения общества к административной ответственности, ни по одному из вменяемых обществу 22 пунктов нарушений не устанавливались фактические обстоятельства дела.
Апелляционный суд, выслушав доводы представителей сторон по всем 22 пунктам оспариваемого постановления, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу о доказанности административным органом факта совершения обществом правонарушения, выразившегося в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий установлена административная ответственность в виде штрафа для юридических лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В силу со ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Апелляционным судом установлено, что пунктами N N 4,8,9,10,20 оспариваемого постановления обществу вменено нарушение п.п.2.3.,2.4,2.7,3.5. СП 3.5. 1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", п.п.4.3. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", ст.ст. 11,12,29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. " О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения".
Так материалами проверки подтверждается, что в нарушение п.2.4. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", ст.22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на момент проверки у общества отсутствовал согласованный с Управлением Роспотребнадзора технологический регламент работы полигона твердых отходов N 3.
В нарушение п.6.3 названных Правил, Инструкция по производственной санитарии для персонала полигона ТБО, также не согласована с Управлением Роспотребнадзора.
В нарушение "Инструкции по проведению дезинфекции ходовой части для перевозки мусора", утвержденной генеральным директором ЗАО "Опытный завод МПБО" и согласованной 03.07.2006г. главным врачом ФГУЗ "Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция, г. Санкт-Петербург" дезинфекция ходовой части мусоровозов не производится.
В нарушение п.п.1.3., 2.4. действующей Инструкции (приложения N 2) отсутствует подключение ванны к водопроводу и канализации, что не позволяет проводить своевременную смену дезраствора по мере его загрязнения; мойка ходовой части транспорта перед проведением дезинфекции не осуществляется; время экспозиции дезинфицирующего средства с ходовой частью автотранспорта не соблюдается (на момент проверки машины КАМАЗ с номерными знаками В961ВЕ98, В582КО98, В6483В98 проехали через дезванну в направлении города без остановки), обнаружены реактивы, хранящиеся без тарной упаковки вне специально предназначенного помещения (склада). дезинфекция ходовой части мусоровозов в вечернее время (после 17-30 час) не проводится в связи с окончанием рабочего времени мастера, ответственного за приготовление дезрастворов. отсутствуют результаты производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований активно-действующих веществ в приготовленных дезрастворах, отсутствует журнал учета дезинфекции ходовой части автотранспорта.
На территории административно-хозяйственной части полигона 31.01.2007г. осуществлялось сжигание деревянных отходов (тары), вследствие чего происходило выделение загрязняющих веществ в атмосферный воздух; обнаружено место и следы сжигания изоляции (оплетки) проводов (зола, обожженные остатки изоляции проводов, остатки проволоки красного цвета, ствол и ветви дерева покрыты сажей).
Часть территории административно-хозяйственной зоны не забетонирована (не заасфальтирована), находится в неудовлетворительном санитарном состоянии: разбросаны отходы в местах подъезда и отстоя автотранспорта.
Вдоль западной границы полигона на территории между дренажной мелиоративной и дренажной обводной канавами полигона нарушена целостность вала (выкопанные канавки, размывы), что привело к попаданию сточных вод полигона на водосборную территорию р.Черная (наличие замерзшей воды в местах перетока).
Принимая во внимание, что данные факты установлены членами комиссии состоящей из 9 человек, работающих в различных организациях (л.д.66-68), апелляционный суд не находит оснований им не доверять.
При этом следует отметить, что все возражения общества по пунктам 4,8,9,10,20 оспариваемого постановления (л.д.114) сводятся к отсутствию понятых при составлении акта проверки, что, по мнению общества, является процессуальным нарушение, лишающим акт доказательственной силы.
Между тем, акт проверки является одним из документов, фиксирующих те или иные события ,нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержат определенных требований по его оформлению, тем более указания на его составление с участием понятых. При этом апелляционный суд обращает внимание, что при составлении акта присутствовали 6 работников общества ( л.д.68-69), которые по существу выявленных правонарушений возражений не представили.
В нарушение п.2.6. СанПиН2.2.1 ./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", ст. 20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N . 52-ФЗ от 30.03.99г. проверкой установлено отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения по проекту организации санитарно-защитной зоны полигона (п.7 постановления. Представитель общества факт отсутствия данного заключения в судебном заседании не отрицал.
Нарушения, указанные в пунктах N N 3,15,18,19 постановления также соответствуют действительности, в частности, не проводятся своевременно и в полном объеме предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации профилактические прививки работающим на полигоне, что является нарушением п. 2.1. СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", ст.ст. 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в п. 18 постановления указаны конкретные фамилии работников завода не обеспеченных средствами индивидуальной защиты, обратного представителем общества не доказано. При этом апелляционный суд отмечает, что данные нарушения указаны уже с учетом частично представленных обществом документов.
Проверкой выявлено нарушение п.2.5. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", ст.22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" : на территории административно-хозяйственной зоны обнаружено изделие, содержащее радиоактивное вещество, обладающее радиоактивностью (п.20 постановления), с повышенным над естественным фоном значением мощности дозы гамма-излучения до 1,090 мР/час (1090 мкР/час), рядом, в закрытом металлическом контейнере на территории административно-хозяйственной зоны обнаружены тумблеры с повышенной, над естественным фоном, значением мощности дозы гамма-излучения, до 0,3 мР/час (300 мкР/час) . Данные факты подтверждены протоколом радиологического обследования N 0104/07 от 31.01.2007г. Испытательной радиологической лаборатории отдела радиационной гигиены ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург". Факт нахождения вышеуказанных радиоактивных объектов на полигоне , а затем их изъятия подтвержден также письмом Санкт-Петербургского ГУПП "ИЦЭР" (N 76-07 от 15.02.2007г.и запросом о дезактивации выявленных радиоактивных источников N 01-36 от 01.02.2007г. ЗАО "Опытный завод МПБО" в адрес СПб ГУПП "ИЦЭР".
В нарушение ст.22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.6.5.. 6.7. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" комплексной проверкой установлено (п.11 постановления) ухудшение качества воды по санитарно-химическим показателям в мелиоративной канаве в точке ниже полигона по сравнению с показателями в точке выше полигона. Качество грунтовых вод в скважине ниже полигона ухудшается по сравнению с контрольной скважиной (выше полигона). Администрацией ЗАО "Опытный завод МПБО" не планируются и не осуществляются меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды. Указанные факты свидетельствуют о том, что технологические процессы при эксплуатации полигона ТБО не обеспечивают постоянное предотвращение загрязнения среды обитания (поверхностных, грунтовых вод и прилегающей водосборной территории) выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах.
Вышеуказанные факты подтверждаются результатами производственного лабораторного контроля за 2006 г. поверхностно-дренажной воды в мелиоративных канавах вдоль границ полигона (протоколы N 5004/565 от 28.09.2006г. аккредитованного испытательного лабораторного центра ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург", протоколы N N 1821-1826 от 28.04.2006г., N 2203-2207 от 06.06.2006г., N 2447-2452 от 03.07.2006г. АИЛЦ филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах и городе Ломоносове).
Согласно проекту "Реконструкция ПТО-3 (переход на высоконагружаемый полигон) РП.(Утверждаемая часть)" том 2 "Оценка воздействия на окружающую среду" (пояснительная записка), разработанному в 2002 году АО "Институт Гипроникель", в результате нарушения обваловки канав воды из внутренней дренажной (обводной) канавы попадают во внешнюю дренажную (мелиоративную) канаву, что приводит к загрязнению воды в р.Черной (п.10 постановления). Также в указанных проектных материалах сделан вывод о загрязнении поверхностных и подземных вод железом, марганцем, кадмием; загрязнении поверхностных вод по показателям БПК и растворенного кислорода, особенно ниже границ полигона. В связи с тем, что очистка дренажных вод не производится и они частично используются для полива свалочных масс, происходит увеличение загрязнения дренажной сточной воды. Ухудшение качества поверхностной воды на водосборной территории речки Черная подтверждается протоколами лабораторных исследований, выполненных в более ранние сроки (протоколы N N 690-695 от 03.05.2005г., 963-968 от 17.05.2005г.. N 1371-1376 от 18.08.2004г" N 1250-1255 от 26.07.2004г., N 1054-1059 от 23.06.2004г., N 549-554 от 27.04.2004г., N 752-757^от 25.05.2004г.).
Факты изложенные в п.17,21,22 постановления подтверждены соответствующими доказательствами, апелляционный суд не находит оснований для признания их ненадлежащими. Протоколами лабораторных исследований N 55 от 05.02.2007г., N 550 от 02.02.2007г., установлено несоответствие гигиеническим нормативам по содержанию железа и мутности-воды питьевой водопроводной в кране холодной воды в женском туалете и комнате приема пищи административного корпуса, что является нарушением СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", п.3.3. СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Протоколом измерения микроклимата N 10 от 05.02.2007г. установлено несоответствие допустимым значениям по температуре воздуха для категории работ 1.6 параметров микроклимата в административных помещениях на рабочих местах мастера и начальника полигона ПТО-3.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд пришел к выводу, что административным органом доказан факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.3, и ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях .Вина общества доказана Управлением в полном объеме, правомерно указано на системность и многократность правонарушений.
Нарушений процессуальных норм при привлечении общества к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
В своем решении суд первой инстанции указывает на то обстоятельство, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не обсуждались возражения общества по всем 22 эпизодам нарушений законодательства и санитарных правил. При этом суд первой инстанции ошибочно сослался на акты разногласия сторон, составленные уже в ходе судебного разбирательства по делу и отсутствующие на дату составления оспариваемого постановления.
Статья 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях не обязывает в постановлении по делу об административном правонарушении приводить доказательства и доводы правонарушителя в свою защиту, а также мотивы, по которым эти доводы отвергаются.
Между тем, апелляционным судом установлено и подтверждено соответствующими доказательствами, что при рассмотрении административного дела 09.02.2007г. велся протокол заседания (л.д.72-73), в котором зафиксировано оглашение письменных возражений и дача пояснений представителем общества Ермаковым В.Л. Данный представитель присутствовал при проведении проверки и обладал необходимыми полномочиями для представления интересов общества. Кроме того, в протоколе указано, что возражения общества имеются в письменном виде в акте от 31.01.2007г. и заявлении от 01.02.2007г. Протокол об административном правонарушении ( л.д.61) составлялся с учетом рассмотрения представленных обществом 02.02.2007г. и 05.02.2007г. в свою защиту дополнительных документов. Таким образом, апелляционный суд считает, что при привлечении общества к административной ответственности Управлением были соблюдены требования Кодекса РФ об административных правонарушениях , права и законные интересы общества нарушены не были.
Таким образом, ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов" правомерно привлечено Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу к административной ответственности по ст.ст.6.3,8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях , штраф назначен в пределах установленных законом санкций с учетом положения ст.4.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях .
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269,статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2008г. по делу N А56-5286/2007 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов" отказать.
Возвратить из средств федерального бюджета ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов" ошибочно уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисов |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-5286/2007
Истец: ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8231/2008