г. Санкт-Петербург
22 сентября 2008 г. |
Дело N А21-3430/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Борисовой
судей Е.А. Фокиной, Л.А. Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н. Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8558/2008) Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.07.2008г. по делу N А21-3430/2008 (судья Залужная Ю.Д.)
по заявлению Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: не явились-извещены ( ходатайство о рассмотрении а/ж без их участия)
от ответчика: не явились-извещены
установил:
Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области от 04.06.2008г. N 27-08/67П о привлечении его к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение сроков представления справки о валютной операции.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на отсутствие в его действиях объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции Институту океанологии им. П.П. Ширшова РАН в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерностью привлечения к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда, Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что отсутствует событие правонарушения: по мнению заявителя, справка о валютной операции не относится к документам отчетности , кроме того, отсутствует вина общества в ее несвоевременном предоставлении поскольку налоговый орган приостановил расчетные операции на принадлежащих институту счетах.
В судебное заседание представители сторон не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, их отсутствие не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области проведена проверка Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН по вопросу соблюдения валютного законодательства.
В ходе проверки было установлено, что между Европейским Сообществом, представленным Комиссией по Европейским Сообществам ( Бельгия), от имени и по поручению Правительства Российской Федерации ( "Контрактная организация") и Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН ( "Грандополучатель") заключен контракт на получение гранта по внешней деятельности Европейского Сообщества N 2006/122-473 от 03.08.2006г. Предметом контракта является получение гранта Контрактной Организацией для осуществления деятельности по теме-"Перспективы развития морской ветроэнергетики в акваториях Литвы, Польши и России".
Калининградское ОСБ N 8626 направило в адрес Института им.П.П. Ширшова РАН уведомление N 108-539 о поступлении иностранной валюты 12.02.2008г. на его транзитный валютный счет в сумме 81 540,72 евро, в котором указало о необходимости в срок до 21.02.2008г. предоставить справку идентифицирующую указанную в уведомлении сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций. Данная справка в нарушение 7-дневного срока, установленного п.1.3. Инструкции ЦБ РФ N117-И , была предоставлена в уполномоченный банк только 27.02.2008г., при этом договором банковского счета ( в иностранной валюте) N8626-04/109 от 23.01.2004г. обязанность уполномоченного банка самостоятельно заполнять справку о валютных операциях при поступлении иностранной валюты не счет резидента- не предусмотрена.
По данному факту административным органом в отношении института был составлен протокол об административном правонарушении от 21.05.2008г., на основании которого административным органом вынесено постановление N 27-08/67П от 04.06.2008г. о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение сроков представления справки о валютной операции в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН с указанным постановлением административного органа не согласился по тем основаниям, что в его действиях отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
За несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде наложения штрафа на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 24 Закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статье 23 названного Закона.
В пункте 4 статьи 5 Закона указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Кроме того, в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 23 Закона Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Реализуя свои полномочия, Центральный банк Российской Федерации утвердил Инструкцию от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положение N 258-П, которыми определены порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.
В соответствии с п. 1.3 Инструкции ЦБ РФ N 117-И документы, указанные в п. 1.2 настоящей инструкции, а именно: справка об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет резидента, открытого в уполномоченном банке, являющаяся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма м порядок составления которой приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции ( далее справка о валютных операциях), а также иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в ч..4 ст.23 Федерального закона РФ от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" представляются резидентом в уполномоченный банк не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченный банк.
Материалами дела подтверждается и не отрицается заявителем, что Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН несвоевременно представил в уполномоченный банк справку о валютных операциях , при этом за продлением срока представления справки в территориальное управление банка не обращался.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 1.7 КоАП РФ).
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание N 1950-У), вступившим в силу с 27.01.2008. Пунктами 1.2 и 1.3 Указания N 1950-У справка о поступлении валюты Российской Федерации и справка о подтверждающих документах включены в состав данной категории документов.
На момент возникновения у института обязанности по представлению в уполномоченный банк справки о поступлении валюты , а также вынесения судом обжалуемого судебного акта данная справа уже была отнесена действовавшим законодательством к единым формам учета и отчетности по валютным операциям, за несоблюдение порядка и сроков представления которых пунктом 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и установлена административная ответственность.
В обоснование отсутствия вины института в совершенном правонарушении заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении, апелляционный суд не находит оснований для их переоценки.
Апелляционный суд считает доказанной вину заявителя в совершении административного правонарушения, поскольку, являясь субъектом валютных правоотношений, институт обязан был обеспечить выполнение требований валютного законодательства ,однако он не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению и не доказал отсутствия возможности соблюдения требований законодательства.
Таким образом, Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН правомерно и обоснованно привлечен Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Калининградской области к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение сроков представления справки о валютной операции . Процессуальных нарушений прав института при привлечении его к административной ответственности судом не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.07.2008г. по делу N А21-3430/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН без удовлетворения.
Возвратить Институту океанологии им. П.П. Ширшова РАН из средст федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3430/2008
Истец: Институт океанологии им.П.П.Ширшова РАН
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8558/2008