г. Санкт-Петербург
23 сентября 2008 г. |
Дело N А56-50858/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Харенко Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" (регистрационный номер 13АП-6563/2008) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2008 года по делу А56-50858/2007 (судья Гайсановская Е.В.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к 1. ЗАО "Ленстройкомплектация", 2. ОАО "Промжелдортранс""
о взыскании 45 388 руб. 70 коп.
при участии:
от истца: Леонова Т.С. по доверенности от 26.12.2007 г. N 11/3-97
от ответчиков: 1. Боронин А.А. по доверенности N 17/01 от 05.02.2008 г., Пушкин А.С. по доверенности N 07/01 от 14.01.2008 г., 2. не явился, извещен
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось с иском о взыскании с закрытого акционерного общества "Ленстройкомплектация" (далее - ЗАО "Ленстройкомплектация") и открытого акционерного общества "Промжелдортранс" (далее - ОАО "Промжелдортранс") солидарно 45 388 руб. 70 коп., составляющих недобор платы за перевозку грузов железнодорожным транспортом. Требования заявлены на основании статьи 309 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2008 г. в иске отказано. Суд, установив факт уборки вагонов сформированным маршрутом и отсутствие технологической вместимости двух групп вагонов, сцепленных с действующим локомотивом, пришел к выводу о недоказанности того, что вагоны убирались несколькими группами.
ОАО "РЖД" подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой истец, указывая на неправильное толкование норм материального права, неправильную оценку доказательств и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, ссылается на следующие обстоятельства.
По мнению подателя жалобы, отсутствовали основания для предоставления льготного (понижающего) коэффициента 0,92 при исчислении провозной платы за перевозку на условиях отправительского маршрута, поскольку договор на формирование отправительских маршрутов с ЗАО "Ленстройкомплектация" с ОАО "РЖД" не заключался.
В материалах дела имеются памятки приемосдатчика N N 424, 425, подтверждающие сдачу истцу двух групп вагонов, которые подписаны представителем ЗАО "Ленстройкомплектация" без возражений по мотиву неправильного оформления.
Заявитель указывает, что на каждую грузовую операцию была составлена отдельная памятка приемосдатчика, а ЗАО "Ленстройкомплектация" с железнодорожного подъездного пути был предъявлен к перевозке не готовый состав поезда на условиях отправительского маршрута, сформированный самим отправителем груза, а две группы вагонов.
Истец, ссылаясь на Технический паспорт подъездного пути "ЗАО" "Каменногорское Карьероуправление", схему подъездного пути, указывает на возможность следования групп вагонов одновременно.
ОАО "Промжелдортранс" в отзыве на апелляционную жалобу указывает на свое согласие с обжалуемым решением.
Рассмотрев материалы дела в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, апелляционный суд установил правильность решения и отсутствие оснований для его отмены либо изменения.
Как следует из материалов дела, между закрытым акционерным обществом "Каменногорское карьероуправление" (ветвевладелец, далее - ЗАО "Каменногорское карьероуправление") и правопредшественником ОАО "РЖД" заключен договор N 87/99 от 11.11.1999 г. на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути при станции Каменногорск Октябрьской железной дороги.
В соответствии с пунктом 10 договора на его условиях вагоны подаются контрагентам ветвевладельца.
ЗАО "Ленстройкомплектация" не включено в список контрагентов по договору N 87/99. Ветвевладелец ЗАО "Каменногорское карьероуправление" допускает подачу и уборку вагонов ЗАО "Ленстройкомплектация" к местам погрузки-выгрузки.
Отношения по подаче и уборке вагонов между ЗАО "Ленстройкомплектация" и ОАО "Российские железные дороги" регулируются Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте с учетом условий договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение между сторонами договора перевозки груза удостоверяется составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
ЗАО "Ленстройкомплектация" 16.07.2007 г. предъявило, а ОАО "РЖД" приняло к перевозке груз (57 вагонов) для доставки грузополучателю - ЗАО "Промжелдортранс". Перевозка оформлена дорожной ведомостью ЭД857689 с указанием в ней на отправительский маршрут, исходя из чего ЗАО "Ленстройкомплектация" внесло провозную плату с применением льготного (понижающего) коэффициента 0,92, предусмотренного пунктом 2.5 Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 N 47-т/5 (далее - Прейскурант 10-01).
ОАО "РЖД", установив необоснованность применения льготного коэффициента в связи с неправильным определением вида формирования поездного состава, обратилось в суд с требованием о взыскании 45 388 руб. 70 коп. недоплаты.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в данном случае имела место маршрутная отправка, поскольку грузоотправитель предъявил истцу сформированный на железнодорожном подъездном пути состав, состоящий из необходимого количества вагонов.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
Согласно статье 13 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожного пути необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса или длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с грузоотправителями и (или) владельцами инфраструктур на железнодорожной станции (отправительскими маршрутами) в соответствии с планом формирования поездов; основные условия и порядок организации перевозок грузов отправительскими маршрутами устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 2 Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.03.1999 N 10Ц (далее - Правила перевозки), маршрут признается отправительским в случае формирования грузоотправителем на железнодорожном подъездном пути организации либо по договору с железной дорогой на железнодорожной станции состава поезда установленного веса или длины с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной действующим планом формирования грузовых поездов.
Пунктом 2.5 Прейскуранта 10-01 предусмотрен льготный (понижающий) коэффициент 0,92 для маршрутной отправки.
Из имеющихся в деле памяток приемосдатчика N 424 и N 425 видно, что 57 вагонов двумя группами (55 и 2) были поданы ЗАО "Ленстройкомплектация" на выставочный путь подъездного пути ЗАО "Каменногорское управление" в разное время (15.07.2007 г. в 16-30 и 10.07.2007 г. в 12-30). Ответчик 16.07.2007 г. в 15-30 о подаче этих вагонов на выставочный путь уведомил ОАО "РЖД", которое в 16.07.2007 г. в 22-30 произвело уборку 57 вагонов.
Указанные документы подтверждают то, что грузоотправитель сформировал на железнодорожном подъездном пути ЗАО "Каменногорское управление" состав поезда установленной длины и определенного маршрута, что отвечает условиям отправительского маршрута, определенных статьей 13 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами перевозок.
Дорожная ведомость N ЭД857689 содержит указание на перевозку маршрутной отправкой прямым сообщением (стация отправления - Каменногорск, станция назначения - Черкизово) 57 вагонов с номерами, указанными в памятках приемосдатчика N 424, 425.
Приведенные доказательства подтверждают правильность выводов суда первой инстанции о том, что грузоотправитель сформировал отправительский маршрут Каменногорск - Черкизово и при начислении размера провозной платы за перевозку груза по спорной отправке должен быть применен льготный коэффициент, предусмотренный Прейскурантом 10-01 для отправительских маршрутов.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания недоплаты нет, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
Решение принято на основании полно и всесторонне исследованных обстоятельствах спора, которым дана правильная правовая оценка.
Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-50858/2007
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "ПРОМЖЕЛДОРТРАНС", ЗАО "ЛЕНСТРОЙКОМПЛЕКТАЦИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6563/2008