г. Санкт-Петербург
13 октября 2008 г. |
Дело N А56-2662/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего В.М. Горбик,
судей В.В. Горшелева, Н.А. Мельниковой
при ведении протокола судебного заседания: Т.В. Горяиновой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8188/2008) Заместителя прокурора Ленинградской области в защиту государственных интересов на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2008г. по делу N А56-2662/2008 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску Заместителя прокурора Ленинградской области в защиту государственных интересов
к 1. Администрации МО Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области,
2 . ООО "Ритуал"
о признании сделки недействительной
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчиков: 1. не явился, извещен, 2. не явился, извещен
установил:
Заместитель прокурора Ленинградской области (далее - истец, Прокурор) обратился в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в защиту государственных интересов в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации муниципального образования Пудостьского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (Администрация), Обществу с ограниченной ответственностью "Ритуал" (далее - ООО "Ритуал") о признании недействительным заключенного между ответчиками договора от 01.01.2007г. N 4/07 на выполнение работ в части захоронения тел умерших (погибших) граждан, не имеющих законного представителя из числа родственников, на территории муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2008г. в удовлетворении исковых требований отказано.
На указанное решение Прокурором подана апелляционная жалоба, в которой истец просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указал, что судом неправильно дана оценка основанию иска, связанному с нарушением статей 9, 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", неправильно применены нормы законодательства, регулирующие порядок создания органами местного самоуправления юридических лиц.
По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что не нарушены положения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предусматривающие проведение конкурса, противоречит обстоятельствам дела. Заключение договора без указания его цены, по мнению заявителя, не освобождает от применения положений указанного закона ввиду необходимости расходования средств местного бюджета.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация указала, что нарушений действующего законодательства в части выполнения требований Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996г. N 8-ФЗ (далее - Закон N 8-ФЗ), Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005г. N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ) не имеется, поэтому просило оставить решение без изменения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства стороны своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между Администрацией и ООО "Ритуал" (Исполнителем) заключен договор от 01.01.2007г. N 4/07 на выполнение работ в части захоронения на кладбище в деревне Петрово Гатчинского района тел умерших (погибших) граждан, не имеющих законного представителя из числа родственников (далее - Договор), л.д. 7-8.
Согласно пункту 2.1 договора Исполнитель обязался производить погребение умерших (погибших) граждан, указанных в пункте 1.1 договора (умерших, погибших на территории Пудостьского городского поселения граждан, не имеющих супругов, близких родственников, либо законного представителя). В соответствии с пунктом 2.4 договора Администрация обязалась производить оплату гарантированных работ (услуг).
Срок действия договора установлен сторонами с 01.01.2007г. по 01.01.2012г.
Заместитель прокурора Ленинградской области, полагая, что договор заключен с нарушениями пункта 22 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, статьи 25, пунктов 1, 2 статьи 9, пункта 3 статьи 9, статьи 15 Закона N 8-ФЗ, статьи 9 Закона N 94, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии при заключении оспариваемого договора нарушений действующего законодательства.
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии пунктами 1 и 3 статьи 12 Закона N 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, по погребению указанных лиц определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
Пунктом 22 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом N 8-ФЗ возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Как видно из материалов дела, распоряжением Губернатора Ленинградской области 16.01.1997г. N 35-р "Вопросы предоставления ритуальных услуг населению Ленинградской области" (далее - Распоряжение N 35-р), действовавшим до 22.08.2007г., утверждено Примерное положение о единой специализированной службе по вопросам похоронного дела в районе, городе Ленинградской области (далее - Примерное положение), обязательное для исполнения всеми организациями и предприятиями по предоставлению ритуальных услуг на территории Ленинградской области независимо от их правового статуса и форм собственности, а также должностными лицами, ответственными за похоронное обслуживание населения (пункты 1 и 2); администрациям районов и городов Ленинградской области предписано утвердить положение о единой специализированной службе по вопросам похоронного дела в районе, городе, учитывая имеющийся опыт и сложившуюся структуру предоставления ритуальных услуг населению (пункт 6.1).
В соответствии с пунктом 1 Примерного положения единая специализированная служба по вопросам похоронного дела в районе, городе Ленинградской области создается правовым актом главы администрации района, города, в состав службы могут быть включены профильные предприятия различных форм собственности.
Во исполнение Распоряжения N 35-р постановлением главы администрации муниципального образования "Гатчинский район" Ленинградской области (далее - МО "Гатчинский район") от 04.12.1997 N 609 "О создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО "Гатчинский район" (далее - Постановление N 609) создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, в состав которой постановлениями главы МО "Гатчинский район" от 30.06.2003 N 1169 и от 02.10.2003 N 1943/1 ООО "Ритуал" было первоначально включено временно, а затем - постоянно (л.д 27-30, 41-42).
В соответствии с частью 40.1 статьи 40 устава муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области (далее - МО "Гатчинский муниципальный район") Постановление N 609, принятое органом местного самоуправления МО "Гатчинский район", является действующим в части, не противоречащей федеральному законодательству, законодательству Ленинградской области и уставу МО "Гатчинский муниципальный район", на всей территории МО "Гатчинский муниципальный район" до принятия нового нормативного правового акта органами местного самоуправления МО "Гатчинский муниципальный район", регулирующего тот же круг правоотношений (л.д 26).
Поскольку на территории Пудостьского сельского поселения, входящего в состав МО "Гатчинский муниципальный район", специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась, то Администрация, руководствуясь Постановлением N 609, которое не было признано незаконным или отменено в установленном порядке, вправе была заключить договор с обществом, входящим в состав специализированной службы по вопросам похоронного дела, и оплачивать из муниципального бюджета оказанные им услуги.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при заключении договора не были допущены нарушения законов N 131-ФЗ, 8-ФЗ и 94-ФЗ.
При таких обстоятельствах иск Прокурора правомерно отклонен.
Довод подателя жалобы о том, что является незаконным создание специализированной службы иным органом местного самоуправления, не принимается апелляционным судом как несостоятельный в силу изложенных выше выводов.
При изложенных выше обстоятельствах решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 июня 2008 г. по делу N А56-2662/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
В.В. Горшелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2662/2008
Истец: Заместитель прокурора Ленинградской области в защиту государственных интересов
Ответчик: ООО "Ритуал", Администрация МО Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8188/2008