г. Санкт-Петербург
03 октября 2008 г. |
Дело N А21-3938/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.А.Шульги
судей И.Г.Савицкой, Е.А.Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: Калининой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9167/2008) Контрольно-ревизионной службы Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2008 по делу N А21-3938/2008 (судья С.Н.Сычевская), принятое
по иску (заявлению) ООО "Ремжилстрой-Инвест""
к Контрольно-ревизионной службе Калининградской области
об оспаривании постановления
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): представителя М.Ю.Громова по доверенности N 20 от 18.08.2008
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремжилстрой-Инвест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Контрольно-ревизионной службы Калининградской области (далее - Служба, административный орган) N 1.1/33/238-08 от 27 июня 2008 года.
Решением от 04 августа 2008 года суд признал незаконным и отменил постановление Контрольно-ревизионной службы Калининградской области от 27 июня 2008 года N 1.1/33/238-08 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Ремжилстрой-Инвест" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Контрольно-ревизионная служба Калининградской области заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Калининградской области от 4 августа 2008 года по делу N А21-3938/2008 отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Контрольно-ревизионная служба Калининградской области заявила о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению Контрольно-ревизионной службы Калининградской области, вывод суда об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, является ошибочным. Общество в установленный срок не представило в административный орган отчетность за 4 квартал 2007 года, в частности, отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку, а также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Ежеквартальная отчетность предназначена для осуществления контроля за деятельностью застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе для контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств уплачиваемых участниками долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Исключение из состава ежеквартальной отчетности какой - либо ее части приводит к невозможности осуществления вышеуказанных действий. Отсутствие надлежащего контроля и надзора со стороны государства в конечном итоге приводит к нарушению прав и законных интересов граждан РФ, участвующих в долевом строительстве.
В судебном заседании представитель Контрольно-ревизионной службы Калининградской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Ремжилстрой-Инвест", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не направило представителя, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы. В отзыве на апелляционную жалобу, изложенном в телеграмме от 29.09.2008 Общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Ремжилстрой-Инвест" осуществляет деятельность по строительству многоквартирных жилых домов, привлекая денежные средства участников долевого строительства.
28 марта 2008 года в Контрольно-ревизионную службу Калининградской области поступили отчеты ООО "Ремжилстрой-Инвест" за 4 квартал 2007 года по формам согласно приложениям N 1-4 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 года N 645 (далее - Правила), бухгалтерский баланс Общества на 31 марта 2007 года, Отчет о прибылях и убытках за 2007 год.
В ходе проведенной проверки поступивших документов Контрольно-ревизионной службой Калининградской области установлено, что не все вышеназванные документы подписаны руководителем Общества или лицом, исполняющим его обязанности, а также лицом, ответственным за составление отчетности, и скреплены печатью застройщика. Подписаны директором Общества только отчет по форме согласно приложению N 4 к Правилам, бухгалтерский баланс Общества на 31 декабря 2007, отчет о прибылях и убытках за 2007 год.
По факту непредставления ООО "Ремжилстрой-Инвест" документов Контрольно-ревизионной службой Калининградской области составлен протокол N 1.1/33/238-08 об административном правонарушении, в котором отражено, что Общество в сроки, предусмотренные пунктом 4 Правил не представило в Службу отчетность за 4 квартал 2007 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов в составе, предусмотренном пунктом 2 Правил.
27 июня 2008 года Контрольно-ревизионной службой Калининградской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1.1./33/238-08, которым ООО "Ремжилстрой-Инвест" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО "Ремжилстрой-Инвест" не согласилась с постановлением Контрольно-ревизионной службы Калининградской области и обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя административного органа, апелляционный суд признал жалобу Контрольно-ревизионной службы Калининградской области не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
Частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Принимая решение об удовлетворении заявленного Обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции мотивировал его отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее Правила), застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала. (пункт 4 указанных Правил).
Как следует из оспариваемого постановления, Обществу вменяется нарушение пункта 6 Правил, а именно: не все представленные документы подписаны руководителем организации и лицом, ответственным за составление отчетности и на документах не проставлена печать Общества.
По мнению административного органа, представление документов не соответствующих требованиям Правил, не может рассматриваться как представление отчетности.
В соответствии с пунктом 6 Правил страницы форм отчетности, представляемой в письменной форме, нумеруются и сшиваются. Документы, входящие в состав отчетности застройщика подписываются руководителем организации или лицом, исполняющим его обязанности, а также лицом, ответственным за составление отчетности, и скрепляется печатью застройщика.
Как видно из представленных документов, Общество пронумеровало и прошило представленную отчетность и скрепило документы печатью на обороте последнего листа (л.д.30-61).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является непредставление отчетности в установленный срок либо представление ее с недостоверными сведениями в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Формы отчетности, являющиеся приложением к Правилам, не содержат подписей, представление отчетности без этих подписей на каждом документе, при выполнении других требований к оформлению пакета документов, не составляют объективную сторону вменяемого Обществу административного правонарушения.
Исходя из текста обжалуемого постановления Обществу вменяется не представление бухгалтерской отчетности: отчета об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительная записка, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности.
Согласно Уведомлению Межрайонной ИФНС России N 8 по городу Калининграду N 2274 от 02.07.2005г. Общество применяет упрощенную систему налогообложения.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996г. N 129-ФЗ (ред. От 03.11.2006г.) предусмотрено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Составление бухгалтерской отчетности, непредставление которой вменяется Обществу, глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает.
В пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности установлено, что обязательному аудиту подлежат организации, у которых объем выручки (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.
Как следует из пояснений Общества, изложенных в телеграмме, Обществу стало известно о том, что оно подлежит обязательному аудиту только после сдачи годовой отчетности, и соответственно, Общество не имело возможности в срок, установленный для сдачи отчетности, провести аудиторскую проверку. Иное административным органом не доказано.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд не усматривает вины Общества в непредставлении поименованных выше документов.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют не представление в установленный срок соответствующей отчетности, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Поскольку отчетность представлена в установленный срок, и административным органом не установлена недостоверность сведений, выявленное административным органом нарушение не может быть квалифицировано по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод административного органа о не представлении справок, представляемых при наличии расторгнутых договоров за отчетный период, при наличии неисполненных (просроченных) обязательств по договорам и при наличии прочих расходов, не обоснован. Административный орган не сослался на выявление условий, при наличии которых указанные справки подлежат представлению.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление по делу об административном правонарушении. Допущенные Обществом в оформлении документов ошибки не образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава и события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 августа 2008 года по делу N А21-3938/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-ревизионной службы Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3938/2008
Истец: ООО "Ремжилстрой-Инвест""
Ответчик: Контрольно-ревизионная служба Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9167/2008