г. Санкт-Петербург
08 октября 2008 г. |
Дело N А26-2909/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей В. А. Семиглазова, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8757/2008) (заявление) Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.07.2008 по делу N А26-2909/2008 (судья В. В. Кохвакко), принятое
по иску (заявлению) ООО "Сегежские коммунальные системы"
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Карелия
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Попова Е. С. (доверенность от 16.06.2008 N 10-10/15258)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сегежские коммунальные системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Карелия (далее - Инспекция, налоговый орган) от 04.04.2008 N 235/3066633.
Решением от 04.07.2008 суд удовлетворил заявление.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, поскольку счета-фактуры в налоговом периоде, по которому Обществом заявлен вычет, у налогоплательщика отсутствовали, Обществом не соблюдены требования статей 169, 171 и 172 НК РФ для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года.
Представитель Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года, представленной Обществом в налоговый орган 20.11.2007 года.
По результатам проверки Инспекцией вынесено решение от 04.04.2008 N 238/3066633 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 21 293 руб. Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 106 463 руб., пени в размере 4 809,47 руб., налоговые санкции, уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за октябрь 2007 года в размере 135 684 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для вынесения решения послужило отсутствие у Общества в спорном периоде счетов-фактур служащих основанием для принятия сумм налога к вычету, и поступивших от контрагентов только в ноябре 2007 года. Не согласившись с законностью вынесенного Инспекцией решения, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суд, удовлетворяя заявление, признал правомерным применение Обществом налоговых вычетов, указав на соблюдение им требований статей 171 и 172 НК РФ.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Судом первой инстанции установлено, что поставщиками товаров и услуг Обществу были выставлены счета-фактуры за поставленные товары и оказанные услуги в октябре 2007 года; все спорные счета-фактуры датированы 31 октября 2007 года. Общество оприходовало полученные товары и услуги в октябре 2007 года и, получив в ноябре 2007 года счета-фактуры от 31.10.2007г., вычет по налогу на добавленную стоимость заявило в декларации за октябрь 2007 года.
При этом судом обоснованно указано на то, что отражение полученных Обществом до 20 ноября 2007 года от своих поставщиков счетов-фактур, датированных октябрем 2007 года, в книге покупок за октябрь 2007 года не противоречит Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, а также Положению по единой учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2007 год, утвержденному приказом генерального директора Общества N 1/1.
Учитывая, что хозяйственные операции (приобретение и оприходование товаров, услуг) имели место в октябре 2007 года, на установленную пунктом 5 статьи 174 НК РФ дату представления декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года налогоплательщик располагал спорными счетами-фактурами, судом сделан правильный вывод о соблюдении Обществом всех необходимых и достаточных условий, установленных главой 21 НК РФ, для применения налоговых вычетов в октябре 2007 года.
При таких обстоятельствах, у Инспекции не было законных оснований для вынесения оспариваемого решения, и суд обоснованно признал его недействительным.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.07.2008 по делу N А26-2909/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2909/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Сегежские коммунальные системы"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Республике Карелия