г. Санкт-Петербург
07 октября 2008 г. |
Дело N А56-14408/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Петренко Т.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барминой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9490/2008) Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2008 по делу А56-14408/200856-14408/2208 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Комитет по транспорту, Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта, ООО "Лизинговая компания "Феникс"о признании незаконным решения
третьи лица: Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта "Горэлектротранс", общество с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "Феникс"
при участии:
от заявителя: представителя Мороз А.В. по доверенности от 14.01.2008 N 08/209;
от УФАС: представителя Шарого П.А. по доверенности от 15.09.2008 N ОВ/7304;
от третьих лиц: представителя Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга Тихоновой И.Е. по доверенности от 09.01.2008 N 12-6-44; представителя Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта "Горэлектротранс" Барышкиной О.А. по доверенности от 08.11.2007 N 145-98, представителя общества с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "Феникс" Михеева А.В. по доверенности от 04.07.2008
установил:
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет экономического развития) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) от 03.04.2008 по делу N 94-360/08 о нарушении законодательства о размещении заказов.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет по транспорту), Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта "Горэлектротранс" (далее - Предприятие), общество с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "Феникс" (далее - Общество).
Решением от 12.08.2008 суд отказал в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Комитет экономического развития, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение, и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Комитета экономического развития. Податель жалобы считает правомерным размещение государственного заказа путем проведения открытого конкурса, поскольку конкурсная документация разрабатывалась до вступления в силу распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона от 27.02.2008 N 236-р (далее - Распоряжение N 236-р). Извещение о проведении конкурса опубликовано в журнале "Государственный заказ Санкт-Петербурга" 03.03.2008 в день опубликования Распоряжения N 236-р, которое, по мнению Комитета, является нормативным правовым актом, затрагивающим права и обязанности граждан в сфере экономической деятельности. Следовательно, запрет на размещение государственного заказа путем проведения торгов в форме конкурса означает придание Распоряжению N 236-р как нормативному правовому акту обратной силы, что противоречит положениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Комитета экономического развития поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления возражал против доводов жалобы, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Комитета по транспорту и Предприятия поддержали позицию Комитета экономического развития.
Представители Общества поддержали позицию Управления, просили обжалуемое решение оставить в силе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в марте-апреле 2008 года Комитетом проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на поставку новых троллейбусов в 2008 году для нужд города Санкт-Петербурга.
Рассмотрев жалобу Общества на действия Комитета, Управление приняло решение от 03.04.2008 по делу N 94-360/08, в котором установило нарушение уполномоченным органом (Комитетом) части 4 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон). Управление признало, что способ размещения государственного заказа путем проведения торгов в форме конкурса, является неправильным.
Предписание об устранении нарушений Закона Комитету не выдавалось в связи с тем, что торги по спорному заказу ранее предписано аннулировать в рамках другого дела.
Полагая, что решение Управления принято с нарушением норм ГК РФ, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Комитета, суд исходил из того, что в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона предметом государственного заказа является поставка товара, включенного в Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона (далее - Перечень товаров). Содержание Перечня товаров устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном случае Распоряжением N 236-р.
Поскольку утверждение конкурсной документации Комитетом, размещение ее на официальном сайте, а также публикация извещения о проведении конкурса в журнале "Государственный заказ Санкт-Петербурга" имели место после 27.02.2008, то есть после вступления в силу Распоряжения N 236-р, суд признал, что государственный заказ на поставку товара, включенного в Перечень товаров, не мог быть размещен путем проведения торгов в форме конкурса.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для его отмены не имеется в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 10 Закона размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
Предметом государственного контракта Санкт-Петербурга, право на заключение которого возникает в результате проведения спорных торгов, является поставка троллейбусов в 2008 году для государственных нужд Санкт-Петербурга.
В категорию N 3400000 "автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова для автомобилей, детали и принадлежности к автомобилям, гаражное оборудование" Перечня товаров, утвержденного Распоряжением N 236-р согласно "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг" ОК 004-93 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17) включены и троллейбусы.
Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в частности предусмотрено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.
Суд обоснованно указал, что дата официального опубликования Распоряжения N 236-р не имеет правового значения, поскольку дата официальной публикации учитывается лишь при вступлении в силу нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, к числу которых Распоряжение N 236-р не относится.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку вступление распоряжений Правительства Российской Федерации в силу со дня их подписания предусмотрено императивной нормой федерально-конституционного закона. Утверждения Комитета об обратном основаны на неправильном толковании нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2008 по делу N А56-14408/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. по платежному поручению от 03.09.2008 N 1241376 отнести на Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Т.И. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14408/2008
Истец: Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли
Ответчик: Управление по Санкт-Петербургу и Лен.области Федеральной антимонопольной службы
Третье лицо: Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта, ООО "Лизинговая компания "Феникс", Комитет по транспорту
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9490/2008