г. Санкт-Петербург
22 октября 2008 г. |
Дело N А56-38798/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Мельниковой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Баймухаметовой А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4666/2008) МО "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2008 г. по делу N А56-38798/2007 (судья С.В. Изотова), принятое
по иску Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
к 1-МО "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района ЛО, 2-Управлению Федеральной Регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, 3-МО "Всеволожский район Ленинградской области"
3-е лицо - ОАО "Кожевенный завод им. Радищева"
о признании права, признании недействительной государственной регистрации права и истребовании имущества из чужого незаконного владения
при участии:
от истца: представителя по доверенности от 29.12.2007 г. Жилко Р.В.
от ответчика: 1-представителя по доверенности от 01.10.2007 г. Харлановой И.А.,
2-представителя по доверенности от 14.12.2007 г. Черновой В.О.
3-не явился (извещен)
от 3-го лица: не явился (извещен)
установил:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к муниципальному образованию "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - МО "Юкковское сельское поселение"), Управлению Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление), муниципальному образованию "Всеволожский район Ленинградской области" (далее - МО "Всеволожский район"):
- о признании государственной собственностью Санкт-Петербурга объектов недвижимости дачи детского сада N 31, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Юкковская вол., д.Юкки, ул.Радищева, д.12:
Лит. А, здание пищеблока, нежилое, одноэтажное общей площадью 139,10 кв. м с условным номером 47-78-01/015/2005-071, регистрационный N 47-78-01/001/2007-390; Лит. Б, здание общежития, нежилое, одноэтажное общей площадью 165,70 кв. м с условным номером 47-78-01/021/2005-001, регистрационный N 47-78-01/001/2007-382; Лит. В, здание общежития с мансардой с пристройкой, нежилое, одноэтажное общей площадью 231,40 кв. м с условным номером 47-78-01/021/2005-003, регистрационный N47-78-01/001/2007-384;
Лит. Д, здание изолятора, нежилое, одноэтажное общей площадью 66,30 кв. м с условным номером 47-78-01/015/2005-072, регистрационный N 47-78-01/001/2007-388; Лит. Е, здание, нежилое, одноэтажное общей площадью 279,90 кв. м с условным номером 47-78-01/015/2005-074, регистрационный N47-78-01/001/2007-387; Лит. З, здание спального корпуса-дачи N 7 с пристройкой, нежилое, одноэтажное общей площадью 81,30 кв.м с условным номером 47-78-01/021/2005-005, регистрационный N47-78-01/001/2007-386;
Лит. И, здание бани с пристройкой, нежилое, одноэтажное общей площадью 40,90 кв. м с условным номером 47-78-01/015/2005-073, регистрационный N 47-78-01/001/2007-389; Лит. Ж, здание спального корпуса-дачи N4 с пристройкой, нежилое, одноэтажное общей площадью 116,50 кв.м с условным номером 47-78-01/021/2005-004, регистрационный N 47-78-01/001/2007-385;
- о признании недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности МО "Юкковское сельское поселение" на объекты недвижимости дачи детского сада N 31, расположенные по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Юкковская вол., д. Юкки, ул. Радищева, д. 12: Лит. А, здание пищеблока, нежилое, одноэтажное общей площадью 139,10 кв. м с условным номером 47-78-13/032/2007-154, регистрационный N 447-78-13/032/2007-154;
Лит. Б, дача летняя, нежилое, одноэтажное общей площадью 114,20 кв. м с условным номером 47-78-13/032/2007-162, регистрационный N 47-78-13/032/2007-162; Лит. В, дача летняя, нежилое, одноэтажное общей площадью 231,40 кв. м с условным номером 47-78-13/032/2007-157, регистрационный N 47-78-13/032/2007-157; Лит. Д, здание изолятора, нежилое, одноэтажное общей площадью 66,30 кв. м с условным номером 47-78-13/032/2007-161, регистрационный N 47-78-13/032/2007-161; Лит. Е, дача летняя, нежилое, одноэтажное с условным номером 47-78-13/032/2007-158, регистрационный N47-78-13/032/2007-158;
Лит. З, деревянная летняя дача, нежилое, одноэтажное общей площадью 81,30 кв. м с условным номером 47-78-13/032/2007-163, регистрационный N 47-78-13/032/2007-163; Лит. И, здание бани, нежилое, одноэтажное общей площадью 46,10 кв. м с условным номером 47-78-13/032/2007-160, регистрационный N47-78-13/032/2007-160; Лит. Ж, дача летняя, нежилое, одноэтажное общей площадью 116,50 кв. м с условным номером 47-78-13/032/2007-159, регистрационный N 47-78-13/032/2007-159; - об истребовании из незаконного владения МО "Юкковское сельское поселение" объектов недвижимости дачи детского сада N31, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Юкковская вол., д. Юкки, ул. Радищева, д. 12:
Лит. А (здание пищеблока, нежилое, одноэтажное общей площадью 139,10 кв. м), Лит. Б (здание общежития, нежилое, одноэтажное общей площадью 165,70 кв. м), Лит. В (здание общежития с мансардой с пристройкой, нежилое, одноэтажное общей площадью 231,40 кв. м), Лит. Д (здание изолятора, нежилое, одноэтажное общей площадью 66,30 кв. м), Лит. Е (здание, нежилое, одноэтажное общей площадью 279,90 кв. м), Лит. З (здание спального корпуса-дачи N 7 с пристройкой, нежилое, одноэтажное общей площадью 81,30 кв. м), Лит. И (здание бани с пристройкой, нежилое, одноэтажное общей площадью 40,90 кв. м), Лит. Ж (здание спального корпуса-дачи N 4 с пристройкой, нежилое, одноэтажное общей площадью 116,50 кв. м).
МО "Юкковское сельское поселение" обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области со встречным иском, в котором просит признать недействительной государственную регистрацию права собственности Санкт-Петербурга на спорные объекты.
Определением от 15.01.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Кожевенный завод им. Радищева" (далее - Завод).
Решением от 19.03.2008г. иск удовлетворен; в удовлетворении встречного иска отказано. Суд первой инстанции установил обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии на момент передачи МО "Юкковское сельское поселение" спорных объектов права муниципальной собственности на передаваемое МО "Всеволожский район" имущество и о совершении государственной регистрации права собственности МО "Юкковское сельское поселение" в нарушение требований п.1 ст.20, п.1 ст.13 Федерального Закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
МО "Юкковское сельское поселение" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении встречных требований. Податель жалобы оспаривает вывод суда об отсутствии у МО "Юкковское сельское поселение" оснований для регистрации права на спорные объекты недвижимости, ссылаясь на возникновение права собственности на основании Закона Ленинградской области от 16.02.2007 N 15-оз "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области". Податель жалобы также полагает недоказанным довод Комитета о том, что объекты, не включенные в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 г. приватизируемого предприятия, имели отношения к Заводу и входили в состав дачи детского сада N 31. Кроме того, податель жалобы считает незаконным Распоряжение Комитета N 1261-р от 19.09.2003 г. "О внесении изменений в план приватизации ГП "Ленинградское производственное кожевенное объединение им. А. Радищева - кожевенного завода им. А. Радищева" в связи с отсутствием у Комитета полномочий на издание актов, вносящих изменения в планы приватизации предприятий, находящихся или находившихся в федеральной собственности. Податель жалобы также считает, что спорное имущество находилось в федеральной собственности и в государственную собственность Санкт-Петербурга не передавалось, в связи с чем полагает ошибочной регистрацию права собственности Санкт-Петербурга на спорные объекты.
Комитет представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы жалобы отклонил, полагая жалобу необоснованной, а решение суда принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
Остальные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В ходе судебного разбирательства по жалобе произошла замена состава суда и на основании ст.18 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель МО "Юкковское сельское поселение" жалобу поддержала, доводы жалобы подтвердила, а представители Комитета и Управления возражали против удовлетворения жалобы. Остальные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства своих представителей в судебное заседание не направили. Третье лицо исключено из государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей МО "Юкковское сельское поселение", Комитета и Управления и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как правильно установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, планом приватизации государственного предприятия "Ленинградское производственное кожевенное объединение им. А. Радищева - кожевенного завода им. А. Радищева", утвержденного Комитетом 04.10.1993, не предусматривалась приватизация имущества дачи детского сада N 31, которое предполагалось передать в хозяйственное ведение акционерного общества открытого типа "Кожевенный завод им. А. Радищева", создаваемого в результате реорганизации государственного предприятия, без права отчуждения и сдачи в аренду. Запрет на приватизацию оздоровительных детских дач и лагерей установлен п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения приватизируемых предприятий".
Распоряжением Комитета от 19.09.2003 N 1261-р в план приватизации указанного предприятия внесены изменения, в соответствии с которыми дача детского сада N 31 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Юкки, ул. Радищева, д. 12, подлежала передаче в государственную собственность Санкт-Петербурга с возложением на открытое акционерное общество "Кожевенный завод им. А. Радищева" обязанности содержать дачу детского сада за счет собственных средств до момента подписания акта приема-передачи. Распоряжением Комитета от 19.01.2007 N 42-рз уточнены технические характеристики спорных объектов. Спорные здания включены в Реестр собственности Санкт-Петербурга как объекты недвижимости казны. Право собственности Санкт-Петербурга на спорные объекты зарегистрировано Управлением 02.04.2007, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 78-АВ N 610063, 610056, 610057, 610061, 610060, 610059, 610062, 610058 (л. д. 14-21).
23.06.2007г. Управление на указанные объекты зарегистрировало право собственности МО "Юкковское сельское поселение", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 78-АВ N 652706, 652715, 652709, 652713, 652710, 652714, 652712, 652711 (л. д. 39-46). Основанием для регистрации права муниципальной собственности явилось распоряжение администрации МО "Юкковское сельское поселение" от 22.05.2007 N33 и выписка из реестра муниципальной собственности.
Полагая, что Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусматривает существования двух собственников у одного объекта недвижимости, Комитет обратился с иском в суд.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался разъяснениями, изложенными в п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Следуя разъяснениям Пленума, судом в полной мере исследован правовой режим использования объектов и дана надлежащая оценка сделке конкурсного управляющего Завода по передаче остающегося в государственной собственности имущества - комплекса зданий и сооружений дачи детского сада N 31 МО "Всеволожский район Ленинградской области". Вещными правами в отношении спорного имущества Завод не обладал, имущество оставалось в государственной собственности, не подлежало включению в конкурсную массу и не могло быть реализовано в соответствии с нормами Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с п.2 Положения о порядке передачи объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, принятого в дополнение к Указу от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения приватизируемых предприятий", объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, подлежали передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Апелляционным судом при рассмотрении жалобы исследован пообъектный состав имущества, не включенного в план приватизации Завода и оставшегося в федеральной собственности. Из имеющегося в деле акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 г. следует, что в состав дачи детского сада, расположенного по адресу: пос.Юкки, Всеволожского района, ул.Радищева, д.12, включены здания 1948 г. постройки, пищеблок, изолятор, баня, артезианская скважина, сеть водопровода.
Комитетом представлены выписки из технических паспортов по данным обследования от 23.11.2004 г. на спорное имущество Согласно ответу Ленинградского областного государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости (ГУП "Леноблинвентаризация") от 06.12.2007 г. N 372-02 в составе объектов недвижимости детского сада N 31 находятся здания пищеблока (лит А), здание общежития (лит Б), здание общежития с мансардой и пристройкой (лит В), здание изолятора (лит Д), здание (лит Е), здание спального корпуса дачи N 7 (лит З), здание бани с пристройкой (лит И), здание спального корпуса-дачи N 4 (лит Ж). Данные сведения подтверждены письмом ГУП "Леноблинвентаризация" от 02.09.2008г. N 482-01-13.
Оспаривая факт отнесения спорного имущества к имуществу приватизируемого Предприятия, податель жалобы не представил каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и подтверждающих основания приобретения права собственности МО "Всеволожский район Ленинградской области". В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 235 утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Соглашением об обеспечении единства системы исполнительной власти по вопросам управления государственным имуществом и о взаимных обязательствах Министерства государственного имущества Российской Федерации и Администрации Санкт-Петербурга от 13.05.1998 N 01-433 Комитет был наделен полномочиями территориального органа Министерства государственного имущества Российской Федерации. В соответствии с Соглашением полномочия Комитета оформлены приказом Министерства государственного имущества Российской Федерации от 10.09.1998 N 216.
Согласно ст.5 Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указанные соглашения подлежали утверждению постановлением Правительства Российской Федерации, а не утвержденные в порядке, установленном названным законом, утрачивали силу по истечении двух лет со дня вступления в силу этого закона. Таким образом, решение о передаче спорного имущества в собственность Санкт-Петербурга принято Комитетом в пределах предоставленных ему полномочий.
С учетом установленных судом обстоятельств Закон Ленинградской области от 16.02.2007 N 15-оз "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области", как и решение собрания представителей МО "Всеволожский район" от 19.05.2005 г. N 40 об утверждении перечня объектов не препятствуют оспариванию зарегистрированного права.
Ответчиками не представлено доказательств принятия органом, уполномоченным распоряжаться федеральной собственностью, решения о передаче спорных объектов в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Положения пункта 11.1 указанной статьи предусматривают безвозмездную передачу в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Кроме того, право собственности МО "Всеволожский район" на момент принятия решения о разграничении не было зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на что указано судом в решении.
На основании представленных в дело доказательств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии на момент передачи МО "Юкковское сельское поселение" спорных объектов права муниципальной собственности МО "Всеволожский район" в отношении этих объектов.
Исходя из положения абзаца 4 пункта 1 статьи 20, абзаца 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для отказа в государственной регистрации права является наличие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества.
На момент рассмотрения заявления МО "Юкковское сельское поселения" о регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав уже имелась запись о праве собственности Санкт-Петербурга на эти объекты, поэтому у Управления не имелось оснований для регистрации права собственности МО "Юкковское сельское поселение".
В связи с правомерным удовлетворением первоначального иска судом первой инстанции отказано в удовлетворении встречного иска.
Апелляционный суд согласен с выводами суда, изложенными в решении, оснований для их переоценки не имеется.
Доводы жалобы, направленные на оспаривание правильных выводов суда, проверены апелляционным судом и отклонены как несостоятельные и опровергающиеся материалами дела.
Из обжалуемого решения следует, что при его принятии не допущено нарушений норм материального и процессуального права, обстоятельства дела установлены на основании полного исследовании доказательств, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2008 г. по делу N А56-38798/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38798/2007
Истец: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
Ответчик: Управление Федеральной Регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, МО "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района ЛО, МО "Всеволожский район Ленинградской области"
Кредитор: ГУП "Леноблинвентаризация"
Третье лицо: ОАО "Кожевенный завод им. Радищева", Конкурсному управляющему ОАО "Кожевенный завод им. А. Радищева"
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-38798/2007
14.01.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-38798/2007
13.01.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-38798/2007
22.10.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4666/2008
19.03.2008 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-38798/07