г. Санкт-Петербург
16 октября 2008 г. |
Дело N А26-3285/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Петренко Т.И.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: судьей Петренко Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9370/2008) ООО "Санаторий "Марциальные воды" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.08.2008 по делу N А26-3285/2008 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению ООО "Санаторий "Марциальные воды"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Территориального отдела в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Марциальные воды" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об отмене постановлений N N 85, 86 и 87 от 16 апреля 2008 года, вынесенных руководителем территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах (далее - Роспотребнадзор, административный орган). Данными постановлениями Общество привлечено к административной ответственности по статьям 6.5, 6.3 и 6.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафов в общей сумме 65 000 рублей штрафа. Заявитель наказан за допущенные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарно-эпидемиологических требований к организации питания.
Решением от 15.08.2008 суд отказал в удовлетворении заявленных требований Обществу.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Санаторий "Марциальные воды" подало апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить обжалуемое решение, а также постановления N N 85, 86 и 87 от 16 апреля 2008 года.
Представители сторон надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, однако представители в судебное заседание не явились. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Марциальные воды" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021000526436 в Едином государственном реестре юридических лиц.
На основании распоряжения N 38А от 21.02.2008 (т.1 л.д.100) должностными лицами Роспотребнадзора в отношении Общества были проведены плановые мероприятия по контролю с целью проверки соблюдения обязательных требований санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил.
По результатам проверки составлен акт от 02.04.2008 (т. 1 л.д.120-136), в котором зафиксировано следующее:
- не установлены столбы со специальными знаками на границах второго пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения на пересечении дорог, пешеходных троп и пр. для обозначения второго пояса; - не производится контроль за содержанием остаточного хлора перед подачей воды в распределительную сеть;
- не проводятся паразитологические исследования воды водоема - источника водоснабжения и воды перед подачей ее в распределительную сеть, исследования воды перед подачей в распределительную сеть на микробиологический показатель колифаги с необходимой кратностью, не проводятся радиологические исследования воды; водопроводная вода из разводящей сети не соответствует нормативам по окисляемости перманганатной;
- ведомственная лаборатория санатория, проводящая анализы водопроводной воды и сточных вод, не аккредитована в установленном порядке.
Указанные факты, по мнению Роспотребнадзора, свидетельствуют о нарушении Обществом санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
В акте также указано, что:
- осадок сточных вод удаляется на иловые площадки, выдерживается там неизвестное время без проведения обезвреживания, затем реализуется населению на удобрение; производственный контроль за качеством осадков сточных вод, почвы иловых площадок не производится;
- в помещении хлораторной водоочистных сооружений вентиляция отсутствует; в вытяжном шкафу лаборатории механическая вентиляция не функционирует; не проводится дехлорирование сточных вод перед сбросом в водоем; не проводятся с необходимой кратностью 1 раз в квартал паразитологические исследования воды водоема-приемника и сточной воды; не проводятся с необходимой кратностью на санитарно-химические показатели исследования воды водоема-приемника;
- по результатам производственного контроля сточных вод наблюдаются превышения нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты по азоту аммонийному, азоту нитритов, анионным поверхностно-активным веществам (АПАВ), железу, периодически по фосфатам;
- отобранные пробы сточной воды до и после очистки не соответствуют СанПин 2.15.980-00 по запаху (присутствовал запах хлора), по взвешенным веществам (превышение ПДС в 21 раз), по остаточному хлору (превышение в 248 раз); содержание взвешенных веществ в воде водоема в контрольном створе превышает фоновое содержание более чем на 0,25 мг/л;
- отсутствуют сведения о прохождении работниками, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, обязательных периодических медицинских осмотрах; - у пяти работников без уважительной причины не пройдено флюорографическое обследование 1 раз в 2 года и у двух работников 1 раз в год; у работников бассейна и водо- и грязелечебницы не пройдены (при поступлении на работу) исследования крови на сифилис, мазков на гонорею, исследования на гельминтозы, осмотр дерматовенеролога (при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раз в год); отсутствуют сведения о прививках против дифтерии у 71 работника, не проведена ревакцинация более 10 лет у 24 работников; против гепатита В вакцинировано и находится в стадии вакцинации 41 человек из 70 работников возраста до 35 лет;
- отсутствуют сведения о прохождении гигиенической подготовки и аттестации у операторов водоочистных сооружений; операторы водоочистных и канализационных очистных сооружений не обеспечиваются спецодеждой в соответствии с установленными нормами и сроками;
- в журнале учета стерилизации инструментов не записываются время начала и конца стерилизации;
- в бассейне не проводится лабораторный контроль за уровнями техногенного шума и освещенности; бактериологические и паразитологические исследования воды с кратностью 1 раз в квартал не проводятся; отобранные пробы воды не соответствуют нормам по мутности.
Указанные факты расценены административным органом как нарушения ООО "Санаторий "Марциальные воды" законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Кроме этого, по результатам проверки организации питания и работы пищеблока в акте отражено, что выявлена повторяемость блюд в плановом меню в течение дня; суточная проба хранится 24 часа вместо положенных 48 часов, вторые порционные блюда оставлены по половине изделия; несоответствие фактической калорийности и химического состава блюд меню-раскладке. Перечислены факты, свидетельствующие о недостаточности набора помещений, о несоответствии архитектурно-планировочных решений помещений пищеблока требованиям поточности технологического процесса на его этапах: прием, хранение продуктов, приготовление, раздача блюд; о наличии встречных потоков сырья и готовой продукции, чистой и грязной посуды. Вместе с тем, в акте указано, что отсутствуют воздушные разрывы при присоединении моечных ванн к канализации; часть ламп в горячем цехе без защитной арматуры; не соответствует норме уровень искусственной освещенности на рабочем месте кондитера, у моечной ванны, на раздаче; косметическое состояние производственных помещений пищеблока неудовлетворительное, а также перечислены факты некачественной уборки помещений и оборудования пищеблока; указано на отсутствие в инструкции по мытью посуды сведений о концентрации и объемах применяемых моющих и дезинфицирующих средств, использование для мытья столовой посуды губчатого материала, не использование моечных ванн, отсутствие сухожарового шкафа для дезинфекции столовой и кухонной металлической посуды, использование эмалированной посуды с отбитой эмалью.
Приведенные факты свидетельствуют, по мнению административного органа, о нарушении Обществом санитарно-эпидемиологических требований к организации питания.
02 апреля 2008 года должностными лицами Роспотребнадзора в отношении заявителя были составлены три протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.5, 6.3 и 6.6 КоАП РФ (т.2 л.д.1-6).
16 апреля 2008 года вынесены оспариваемые постановления.
В постановлении N 85 указано на нарушение Обществом пункта 3.3.3.5 Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002), пунктов 2.1, 3.2, 4.1- 4.4, 4.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001), пункта 7.2 Санитарных правил и норм "Гигиенические требования к охране поверхностных вод. СанПиН 2.1.5.980-00" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000).
В постановлении N 86 указано на нарушение Обществом пунктов 5.4, 5.8, 6.6, 6.7, 6.9 Санитарных правил и норм "2.1.7. Почва. Очистка населенных мест. Бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения. СанПиН 2.1.7.573-96" (утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 46), пункта 3.1 приложения 3 СанПиН 2.1.7.573-96, пунктов 6.8, 6.11 и 7.1 СанПиН 2.1.5.980-00, пунктов 3.10 и 4.2 Методических указаний "2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов. Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод. МУ 2.1.5.800-99" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.12.1999), пунктов 2.11-2.13, 5.2, 5.5 Санитарно-эпидемиологических правил "2.2.2 Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование. Рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. СП 2.2.2.1327-03" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25.06.2003), пунктов 7.1, 8.2, 18.3 Санитарно-эпидемиологических правил "3.1/3.2 Профилактика инфекционных и паразитарных болезней. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней СП 3.1/3.2.1379-03" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003), пункта 10.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "2.1.3 Медицинские учреждения. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.3.1375-03" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.06.2003; далее - СанПиН 2.1.3.1375-03), пунктов 4.3, 5.3, 5.3.4, 5.3.2, 5.3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "2.1.2 Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества СанПиН 2.1.2.1188-03" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.01.2003), статей 34-36 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В постановлении N 87 указано на нарушение Обществом пунктов 10.3, 12.2, 12.3, 12.7, 12.10, 12.12 СанПиН 2.1.3.1375-03, пунктов 3.8, 4.13, 4.15, 4.17, 5.1, 5.11, 5.12, 6.18, 6.19,6.21, 9.4 Санитарно-эпидемиологических правил "2.3.6 Организация общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СП 2.3.6.1079-01" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.02.2002).
Оценив установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно пришел к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе, критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу пункта 1 статьи 2 названного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; а также принятием мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 8 указанного закона регламентировано право гражданина на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Указанное право обеспечивается возложением на юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязанности по выполнению требований санитарного законодательства (статья 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Основными видами деятельности ООО "Санаторий "Марциальные воды" являются: санаторно-курортная и оздоровительная деятельность, врачебная деятельность, оказание услуг в сфере общественного питания (пункт 2.2 Устава; т.1 л.д.62).
Таким образом, Общество обязано исполнять требования санитарного законодательства, которое состоит, в том числе, из вышеперечисленных санитарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, установлена статьей 6.3 КоАП РФ, согласно которой виновное юридическое лицо наказывается взысканием штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в посягательстве на регулируемые государством правоотношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В статьях 6.5 и 6.6 КоАП РФ содержатся специальные составы административных правонарушений в сфере нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В частности, статьей 6.5 КоАП РФ для юридических лиц установлена административная ответственность в виде взыскания штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Указанная норма возлагает на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязанность обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Статьей 6.6 КоАП РФ для юридических лиц установлена административная ответственность в виде взыскания штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи, напитков, их хранении и реализации населению.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выражающиеся в нарушении или неисполнении установленных требований, предъявляемых к организации питания населения.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе, при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что выявленные в ходе проверки нарушения правомерно квалифицированы Роспотребнадзором по вышеназванным статьям КоАП РФ.
Критерии определения вины юридического лица установлены в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Сведения о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ООО "Санаторий "Марциальные воды" исполнить нарушенные требования санитарного законодательства, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Санаторий "Марциальные воды" у апелляционного суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.08.2008 по делу N А26-3285/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.И. Петренко |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3285/2008
Истец: ООО "Санаторий "Марциальные воды"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Территориальный отдел в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9370/2008