г. Санкт-Петербург
14 октября 2008 г. |
Дело N А21-2409/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Севериной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9310/2008) Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.07.2008 по делу N А21-2409/2008 (судья Карамышева Л.П.), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Бункер-флот"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области
о признании недействительным решения от 03.03.2008 N 491
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен - уведомление N 413282)
от ответчика (должника): Иванова Ю.В. (дов. от 09.01.2008 N 1)
Рогатов Е.В. (дов. от 28.12.2007 б/н)
установил:
Закрытое акционерное общество "Бункер-Флот" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области (далее Инспекция, налоговый орган) от 03.03.2008 N 491 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость за май 2007 года в сумме 385 436руб.
Решением суда от 18.07.2008 года заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, налогоплательщиком одни и те же затраты, связанные с восстановительным ремонтом, дважды включены в расходы. Общество не представило все необходимые документы для подтверждения права на налоговые вычеты по НДС - акты сдачи-приема, акты формы КС-2, унифицированные формы по учету основных средств, приказ (распоряжение) руководителя на ввод объекта в эксплуатацию. Представленные Обществом документы не подтверждают факт приобретения заявителем услуг, оказанных ООО "НПФ "ГТ Инспект". Кроме того, налоговый орган считает, что Общество не представило доказательств экономической обоснованности оказанных работ (услуг).
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя на рассмотрение жалобы не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Выслушав представителя налогового органа, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2007 года, представленной Обществом 18.06.2007. Согласно данной декларации сумма НДс, исчисленная к уменьшению в бюджет составила 385 436 руб.
В ходе проверки декларации и документов, представленных обществом, налоговым органом установлено, что в соответствии с договором аренды недвижимого имущества N 3270 от 01.09.2005, заключенным между Обществом (арендатор), Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области (арендодатель) и ФГУ "Государственная администрация Калининградского морского рыбного порта" (балансодержатель) арендодатель при участии балансодержателя предоставил, а арендатор принял во временное пользование имущество: ограждающий восточный мол порта Пионерский. Настоящий Договор подписан по результатам торгов на право заключения договора аренды на данный объект.
Пунктом 6.2.2 договора предусмотрена обязанность арендатора заключить с балансодержателем договор о возмещении последнему затрат, связанных с содержанием и обслуживанием арендуемого имущества (приложение N 4).
31.08.2005 между балансодержателем и арендатором заключен договор N 01/05 о возмещении расходов на содержание арендованного недвижимого имущества, который вступил в силу с момента его подписания и сторонами и действует до окончания срока действия договора аренды гидротехнического сооружения. В соответствии с пунктом 1.3 данного договора в состав затрат, связанных с содержанием недвижимого имущества, находящегося во временном пользовании арендатора, входят следующие расходы балансодержателя: обследование гидротехнических сооружений, акватории и судоходных каналов; проектирование восстановительных и дноуглубительных работ; дноуглубительные работы на акватории и подходных каналов; восстановительный ремонт гидротехнических сооружений; амортизационные отчисления; налог на имущество; налог на землю; накладные расходы. Балансодержатель в свою очередь обязался осуществлять расходы по содержанию недвижимого имущества (пункт 2.1.1 договора).
В соответствии с пунктом 6.2.6 договора аренды арендатор берет на себя обязательства по восстановлению арендуемого имущества и выполнению дноуглубительных работ в гавани Пионерской в объемах и срока согласно Инвестиционной программы, которая является неотъемлемой частью договора (Приложение N 5).
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии ФГУ "Государственная администрация КМРП" 23.06.2006 победителем конкурса - выполнение восстановительного ремонта Восточного мола в портопункте Пионерский Калининградской области признано ООО "НПФ "ГТ Инспект", победителем конкурса - выполнение работ по восстановлению глубин в акватории и на подходных путях портопункта Пионерский признано ООО "Балтгидрострой".
29.08.2006 между ЗАО "Бункер - Флот" (заказчик) и ООО "Балтгидрострой" (генподрядчик) заключен договор генерального подряда N 09/08-06, в соответствии с которым Генподрядчик обязался собственными и/или привлеченными силами и средствами выполнить для заказчика дноуглубительные работы на подходном канале и акватории портопункта Пионерский в установленные настоящим договором сроки в соответствии с рабочей документацией, а заказчик принять выполненные работы и оплатить.
15.09.2006 между ЗАО "Бункер -Флот" (заказчик) и ООО "НПФ "ГТ Инспект" (подрядчик) заключен договор подряда N 2/3 на капитальный ремонт Восточного мола портопункта Пионерский Калининградского морского рыбного порта, в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы, а заказчик принять результаты работ и оплатить их в порядке и в сроки, предусмотренные договором.
Изучив указанные выше документы, налоговый орган пришел к выводу, что Общество оплачивает выполненные работы, связанные с содержанием недвижимого имущества, по которым заявлены налоговый вычеты, дважды - непосредственно подрядчику ООО "НПФ "ГТ Инспект" по договору подряда и балансодержателю, в соответствии с Договором N 01/05 от 31.08.2005 о возмещении расходов на содержание арендованного недвижимого имущества.
Кроме того, налоговый орган посчитал, что расходы Общества на выполнение восстановительных работ экономически не обоснованы, не связаны с реализацией услуг по бункеровке нефтепродуктов, произведены без намерения получить доход от их использования и документально не подтверждены, так как первичные документы не отражают содержание оказанных услуг, их характер.
По результатам проверки инспекцией 03.03.2008 вынесено решение N 491 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению Указанным решением Обществу отказано в возмещении НДС за май 2007 года в сумме 385 436руб.
Считая принятое налоговым органом решение недействительным, общество обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о двойной оплате Обществом выполненных ремонтных работ, поскольку в соответствии с приложением N 4.1 к договору о возмещении расходов на содержание арендованного недвижимого имущества N01/05 от 31.08.2005 - Расчет расходов балансодержателя на содержание ограждающего Восточного мола, расходы балансодержателя, а именно: обследование гидротехнических сооружений, акватории и судоходных каналов; проектирование восстановительных и дноуглубительных работ; восстановительный ремонт гидротехнических сооружений; дноуглубительные работы на акватории и подходных каналов в соответствии с пунктом 2.2.3 договора N 01/05 берет на себя арендатор. Налоговый орган в свою очередь не представил доказательств двойной оплаты Обществом выполненных работ. Представленный инспекцией в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции счет-фактура N 206/02 от 26.02.2007, выставленный ФГУ "ГА КМРП" в адрес Общества на оплату 49 937,60руб., в том числе НДС 7 617,60руб. - возмещение расходов на содержание арендованного недвижимого имущества по договору N 01/05 от 31.08.2005, как доказательство оплаты Обществом балансодержателю затрат по восстановительному ремонту, правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку налоговым органом не представлены доказательства, что данный счет-фактура выставлен за проведенные восстановительные работы. В апелляционной жалобе инспекция ссылается на счет-фактуру N 515/05 от 31.05.2007, выставленный на сумму 49 937,60руб. в том числе НДС - 7 617,60 руб., однако данный счет-фактура в материалах дела отсутствует и налоговым органом к апелляционной жалобе не представлен.
Поскольку в договоре N 01/05 от 31.08.2005 имеются ссылки на договор аренды гидротехнического сооружения от 31.08.2005, которого нет в природе, то налоговый орган пришел к выводу, что договор N 01/05 от 31.08.2005 не вступил в законную силу.
Из преамбулы договора N 01/05 от 31.08.2005 о возмещении расходов на содержание арендованного недвижимого имущества следует, что данный договор заключен в соответствии с пунктом 6.2.2. договора аренды недвижимого имущества N 3270 от 01.09.2005. Отсылки на договор аренды гидротехнического сооружения от 31.08.2005, как правильно указал суд первой инстанции, являются технической ошибкой при оформлении договора. Из представленных в материалы дела доказательств следует, что после подписания договора стороны своими последующими действиями подтвердили заключение договора N 01/05 от 31.08.2005.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ).
В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога за соответствующий налоговый период образующаяся положительная разница, как следует из пункта 2 статьи 173 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику
Положения статьи 173 НК РФ находятся во взаимосвязи со статьями 171 и 172 НК РФ и предполагают возможность возмещения налога из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций. Налоговый орган вправе отказать в возмещении налога, если сумма заявленных налогоплательщиком вычетов не подтверждена надлежащими документами либо выявлена недобросовестность налогоплательщика при совершении операций, в отношении которых заявлены вычеты.
Судом установлено и Инспекцией не оспаривается, что во исполнение условий договора аренды от 01.09.2005 N 3270 году заявитель выполнил восстановительный ремонт арендованного недвижимого имущества силами ООО " НПФ "ГТ Инспект", что подтверждается представленными в материалы дела справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 31.05.2007 (форма КС-3), актами приемке выполненных работ от 31.05.2007(форма КС-2), счетом-фактурой N00000042 от 31.05.2007.
Указанные документы оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к первичным учетным документам Федеральным законом "О бухгалтерском учете", и подтверждают расходы.
Из решения налогового органа следует, что претензий к представленным первичным документам по объему и стоимости выполненных работ налоговым органом в ходе проверки предъявлено не было.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что работы, поименованные в пп. 1, пп. 10 - 19 акта приемки выполненных работ за май 2007 не соответствуют виду работ, указанному в приложении к договору подряда N 2/3 от 15.09.2006.
Согласно приложению к договору N 2/3 от 15.09.2006 - График производства работ на 2007 год, в мае 2007 года подрядчик должен был выполнить следующие виды работ: погружение шпунта 306тн., антикоррозийное покрытие, разборка бетонного покрытия, выемка камня.
Из актов о приемке выполненных за период с 01.05.2007 по 31.05.2007 работ следует, что подрядчиком выполнены работы, связанные с устройством анкерных рам и защитной рубашки, погружением стальных свай шпунтового ряда, разборкой конструкций, усилением шпунта. Доказательств того, что выполненные по актам работы не соответствуют графику производства работ на май 2007 года, налоговый орган в материалы дела не представил, и в ходе камеральной налоговой проверки не запросил у Общества в порядке статьи 88 АПК РФ дополнительные сведения и документы.
По мнению налогового органа, работы по восстановительному ремонту гидротехнического сооружения не являются экономически обоснованными и целесообразными. Общество не представило доказательств, свидетельствующих о возможности получения прибыли от вложения средств в арендуемое основное средство.
Согласно пунктам 3, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), либо если налоговая выгода получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
В данном случае Инспекция не доказала, что произведенные Обществом работы по восстановительному ремонту арендуемого недвижимого имущества не было обусловлено разумными экономическими причинами. Кроме того, осуществление указанных работ было обусловлено условиями договора аренды N 3270 от 01.09.2005, заключенного по результатам проведения торгов.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.06.2007 N 320-О-П указал на то, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного акта, принятого государственным органом, и его соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
Таким образом, Инспекция должна представить доказательства, бесспорно подтверждающие, что действия налогоплательщика экономически необоснованны, направлены исключительно на искусственное создание условий для возмещения налога из бюджета. В данном случае налоговый орган таких доказательств не представил.
Поскольку выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, поэтому оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.07.2008 N А21-2409/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2409/2008
Истец: ЗАО "Бункер-флот"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9310/2008