г. Санкт-Петербург
12 ноября 2008 г. |
Дело N А21-2040/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10270/2008) (заявление) УПФ РФ (ГУ) в г. Калининграде на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.08.2008 по делу N А21-2040/2008 (судья И. С. Сергеева), принятое
по иску (заявлению) УПФ РФ (ГУ) в г. Калининграде (межрайонное)
к ООО "ЮТел"
3-е лицо Межрайонная ИФНС России N 8 по Калининграду
О взыскании 685 294,77 руб.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-го лица: не явился (извещен)
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЮТел" (далее - Общество) недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование года в сумме 602 374 руб. и пени в сумме 82 920,77 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная ИФНС России N 8 по г. Калининграду (далее - Инспекция).
В судебном заседании Фонд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил требования в связи с добровольным погашением Обществом недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 602 374 руб. и просил взыскать с Общества пени в сумме 82 920,77 руб.
Решением от 28.08.2008 суд отказал Фонду в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда от 28.08.2008 отменить и удовлетворить заявление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование жалобы Фонд ссылается на порядок взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы при реализации отдельных положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), который определен Соглашением по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации 02.12.2003 N БГ-16-05/189/VP-08-32/2-С и Порядком взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, утвержденным распоряжением Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 28.12.2006 N 282р/231. В соответствии с установленным порядком информация о задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, расчеты по авансовым платежам (декларации) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование передаются налоговыми органами органам Пенсионного фонда Российской Федерации в электронном виде (в виде реестра с сопроводительным письмом). Полномочия по начислению пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование переданы Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон N137-ФЗ) администратору поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд - налоговому органу. Податель жалобы указывает, что требование от 28.12.2007 N 1824 выставлено на основании данных налогового органа. Пени в сумме 82 920,77 руб. исчислены Фондом за период с 18.05.2004 по 31.10.2007 с учетом взысканных ранее с Общества решениями суда сумм.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд установил, что у Общества имеется недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 28.12.2007 за 9 месяцев 2007 года в сумме 602 374 руб.
По данным Фонда на 01.11.2007 задолженность по пеням на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии, составила 67 558,35 руб., по пеням на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 15 362,42 руб.
03.01.2008 Фондом в адрес Общества направлено требование от 28.12.2007 N 1824 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем, которым предложено в срок до 21.01.2008 погасить задолженность по страховым взносам в сумме 602 374 руб., по пеням в сумме 82 920,77 руб.
Поскольку в установленный срок требование Обществом не исполнено, Фонд обратился с заявлением в суд.
Суд, отказывая Фонду в удовлетворении заявления о взыскании пеней, указал, что требование не обосновано Фондом и Инспекцией соответствующим расчетом; Фондом пропущен срок на обращение с заявлением в суд о взыскании задолженности по пеням по страховым взносам за 2004 год.
Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок и сроки уплаты страховых взносов предусмотрены статьями 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
В силу пункта 4 этой статьи взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
Перечисленные условия Фондом не соблюдены. В требовании по состоянию на 28.12.2007 N 1824 не указаны сведения о задолженности, на которую начислены пени, сроке уплаты этой задолженности, установленном законодательством Российской Федерации, подробные данные об основаниях взыскания пеней.
Из представленных Фондом в материалы дела расчетов (листы дела 17 - 20) также не представляется возможным установить, на какую недоимку Фондом начислены пени, и за какой период.
Порядок, примененный Фондом при установлении суммы пеней, включенных в требование по состоянию на 28.12.2007 N 1824, противоречит вышеприведенным нормам законодательства о пенсионном страховании. Ни одной нормой этого законодательства не предусмотрено право Фонда выставлять требование, сумма пеней в котором исчислена как разница начисленных налоговым органом пеней за период с 18.05.2004 по 31.10.2007 за минусом пеней, взысканных ранее вынесенными решениями арбитражного суда.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом в силу пункта 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Вместе с тем, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции Фонд не представил доказательств обоснованности начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в спорном размере ни по праву, ни по размеру. Из материалов дела невозможно установить период образования недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и саму недоимку, на которую начислены пени, период начисления пеней, проверить правильность их начисления и установить, не истек ли предельный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании пеней.
По мнению суда апелляционной инстанции, ненадлежащее исполнение налоговым органом обязанностей по передаче Фонду сведений о выявленной задолженности, а также документов, подтверждающих наличие оснований и периодов возникновения задолженности по уплате страховых взносов, на которую начислены пени, не освобождает Фонд от доказывания обоснованности обращения в суд.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда и отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.08.2008 по делу N А21-2040/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2040/2008
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде (межрайонное)
Ответчик: ООО "ЮТел"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Калининграду
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10270/2008