г. Санкт-Петербург
10 ноября 2008 г. |
Дело N А21-3950/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульга Л.А.
судей Борисова Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10225/2008) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2008 по делу N А21-3950/2008 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу
3-е лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области
об оспапривании постановления от 04.07.2008 N 11/17-08 по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя: Унгурян Т.В., дов. от 18.07.2007 N 17-1/5202
от ответчика: Русаковой Е.В., дов. от 12.08.2008 N АО/2981
от 3-го лица: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Калининградморнефть" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) от 04 июля 2008 г.. N 11/17-08.
Решением от 04 августа 2008 года суд удовлетворил заявленное требование.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 августа 2008 года по делу N А21-3950/2008.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент заявил о несоответствии решения суда первой инстанции материалам дела.
По мнению Департамента, материалами дела подтверждается вина Общества в нарушении основных обязанностей пользователя недр по выполнению условий, установленных лицензией.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Лукойл-Калининградморнефть" возражало против апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не направило своего представителя, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 80 от 22.03.2006г. комиссией Управления Росприроднадзора по Калининградской области в апреле 2006 г. проведена внеплановая проверка соблюдения ООО "Лукойл-Калининградморнефть" требований законодательства о недрах, природоохранного законодательства и выполнения условий лицензии на право пользования недрами ШБТ 10808 НЭ.
По итогам проверки выдано предписание от 27.04.2006г. N 30(1-5) об устранении выявленных нарушений, в том числе о выполнении пункта 6.1.5 лицензионного соглашения по реализации Администрации Калининградской области 10% углеводородов, добытых на Кравцовском нефтяном месторождении по внутрироссийским ценам (пункт 4 предписания) и об устранении несоответствия между границами лицензионного участка и горного отвода на Кравцовском нефтяном месторождении (пункт 5 предписания).
В период с 16 по 20 июня 2008 г. Департаментом проведена плановая целевая проверка выполнения Обществом предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 27.04.2006г. N 30 (1-5).
По результатам проверки составлен акт N 2302 от 20.06.2008, в котором отражено не выполнение Обществом пунктов 4 и 5 предписания.
20 июня 2008 г. Департамент составил протокол об административном правонарушении N 2302/П и 04 июля 2008 г. вынес постановление N 11/17-08 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде штрафа в сумме 30000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности административный орган указал на нарушение Обществом статьи 7, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1 и пункта 1.3 Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 11.09.1996г. N 35.
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения.
Статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Как следует из материалов дела, ООО "Лукойл-Калининградморнефть" выдана лицензия на право пользования недрами ШБТ N 10808 НЭ для разработки Кравцовского (Д-6) нефтяного месторождения и заключено Лицензионное соглашение на разработку Кравцовского (Д-6) месторождения нефти на шельфе Балтийского моря, являющееся приложением N 1 к лицензии.
По условиям пункта 6.1.5 Лицензионного соглашения Общество обязалось реализовать Администрации Калининградской области 10 процентов добытых на Кравцовском (Д-6) месторождении углеводородов по внутрироссийским ценам.
Материалами дела установлено, что Общество 03.08.2006г. направило на имя Губернатора Калининградской области письмо с просьбой сообщить информацию, необходимую для подготовки проекта договора о реализации Правительству Калининградской области добытых углеводородов. Письмом от 26.09.2006г. Правительство Калининградской области сообщило, что им осуществляется работа по подбору потенциального покупателя нефти и после определения субъекта предпринимательской деятельности, которому будут переданы соответствующие полномочия в части приобретения нефти, в адрес Общества будет направлена соответствующая информация.
11 июня 2008 г. Общество направило в адрес Правительства Калининградской области письмо с просьбой сообщить, определена ли организация, которой будут переданы полномочия Правительства Калининградской области в части приобретения нефти, а также предоставить информацию для подготовки соответствующего договора купли-продажи. Ответ Обществом не получен.
Суд первой инстанции правильно указал, в соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах" для недропользователя - ООО "Лукойл-КМН" выполнение условий Лицензионного соглашения является обязанностью, в то время как для Правительства Калининградской области приобретение нефти является его правом.
Кроме того, Лицензионное соглашение не содержит срок, в течение которого такой договор купли-продажи нефти должен быть заключен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Общество предпринимало необходимые меры для выполнения лицензионных условий и в не исполнении условий пункта 6.1.5 Лицензионного соглашения отсутствует вина Общества.
Пунктом 3.1 Лицензионного соглашения установлены границы лицензионного участка. Согласно статье 7 Закона "О недрах" при предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
В соответствии с пунктом 4.4 Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 11.09.1996г. N 35 (далее - Инструкция), документом, удостоверяющим уточненные границы горного отвода являются горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, структурные карты и разрезы.
Горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы лицензионного участка для разработки Кравцовского (Д-6) месторождения нефти выдан Обществу Госгортехнадзором России 11.09.2003г.
В пункте 1.3 Инструкции установлено, что документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в пакет лицензионных документов в качестве их неотъемлемой части.
Как следует из изложенных выше норм, ни одна из них не устанавливает обязанность недропользователя по внесению изменений в лицензию либо в Лицензионное соглашение, которое само является неотъемлемой частью лицензии, при получении документа, определяющего уточненные границы горного отвода.
Материалами дела установлено, что Общество обращалось в Федеральное агентство по недропользованию и Региональное агентство по недропользованию на континентальном шельфе и мировом океане (л.д.57-58), которые сообщили об отсутствии оснований для внесения изменений и дополнений в лицензию ШБТ 10808 НЭ (Кравцовское Д-6 нефтяное месторождение).
В соответствии со статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Суд первой инстанции, всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, правомерно не усмотрел в действиях Общества состава административного правонарушения и обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 августа 2008 по делу N А21-3950/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3950/2008
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10225/2008