г. Санкт-Петербург
24 ноября 2008 г. |
Дело N А21-2041/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Блажко А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10271/2008) УПФ РФ в г. Калининграде на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.08.08 по делу N А21-2041/2008 (судья Сергеева И..), принятое
по иску (заявлению) Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде (межрайонное)
к ООО "Цифровая экспансия"
3-е лицо: Межрайонная ИФНС России N 8 по г. Калининграду
о взыскании 312 517 руб. 99 коп.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от 3-го лица: не явился извещен)
установил:
Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) (далее Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Цифровая экспансия" (далее Общество) пени в сумме 22 061,99 руб.
Решением суда от 28.08.08 в иске отказано.
В апелляционной жалобе Управление фонда просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 22 061,99 руб. и удовлетворить исковые требования. По мнению подателя жалобы, решение суда является необоснованным и подлежащим отмене в связи с неприменением закона, подлежащего применению и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.02.08 Межрайонная ИФНС России N 8 по г. Калининграду по состоянию на 01.11.07 предоставила Управлению фонда реестр, содержащий сведения о наличии у Общества задолженности по пени за период с 17.08.04 по 31.10.07.
Управление фонда направило в адрес Общества требование N 185 от 28.12.07 об уплате в срок до 21.01.08, в том числе, пени в размере 22 061,99 руб.
Неисполнение Обществом указанного требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения Управления фонда в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении искового требования посчитал, что Управлением фонда пропущен предельный срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании пени за период с 17.08.04 по 31.10.07, кроме того, расчет суммы пени неправомерно произведен помесячно за просрочку уплаты авансовых платежей по страховым взносам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 Закона N 167-ФЗ. Согласно статье 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Закон различает сами страховые взносы, упомянутые в пункте 1 статьи 24, и авансовые платежи по страховым взносам, о которых указано в пункте 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ.
В пункте 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ указано, что страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Из вышеизложенного следует, что под взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации), несмотря на то, что суммы авансовых платежей уплачиваются ежемесячно. Окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода (а не месяца), соответственно, ответственность возникает только при нарушении оплаты страховых взносов по итогам отчетного периода.
Правильность данного вывода подтверждается и положениями абзаца третьего пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ, согласно которым данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов согласно пункту 1 статьи 26 Закона об обязательном пенсионном страховании обеспечивается пенями. Пени начисляются в таком же порядке, как и в отношении налогов и сборов по статье 58 НК РФ: за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (пункт 4 статьи 26 Закона об обязательном пенсионном страховании).
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона об обязательном пенсионном страховании пени начисляются при просрочке уплаты самих страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом названный Закон не содержит норм о начислении пеней за просрочку уплаты авансовых платежей.
Таким образом, пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются и уплачиваются только при нарушении сроков уплаты самих страховых взносов, а не авансовых платежей по ним.
Данные выводы подтверждаются пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 26 июля 2007 года N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" и пунктом 9 Информационного письма ВАС РФ от 11.08.04 N 79.
Представленный в материалах дела расчет пени свидетельствует о том, что пени начислены исходя из месячного срока уплаты взносов. При таких обстоятельствах требование Управления фонда о взыскании с ответчика пеней, начисленных помесячно, является незаконным.
При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней учитывается совокупность следующих сроков: трехмесячного срока, установленного статьей 70 НК РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном должнику требовании; шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Кодекса. Началом течения предельного срока обращения в арбитражный суд, исчисленного путем сложения названных сроков, является день, следующий за установленным сроком уплаты налога.
Таким образом, срок для направления в суд заявления о взыскании пеней по страховым взносам за 2004, 2005, 2006 годы пропущен.
Апелляционным судом отклоняются доводы Управления фонда о том, что в соответствии с требованиями Федерального закона N 167-ФЗ, ФЗ N 137-ФЗ полномочия по начислению пени по страховым взносам переданы администратору поступления в бюджет - налоговому органу.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В силу статьи 25 Закона N 167-ФЗ и Порядка взаимодействия Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы при реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.05 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", определенным совместным распоряжением ПФР и ФНС России от 28.12.06 N 282р/231@, информация о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подается налоговыми органами в органы Пенсионного фонда.
Во исполнение статьи 25 Закона N 167-ФЗ издано Распоряжение от 28.12.06 Пенсионного фонда Российской Федерации N 282р, Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 231@ "Об утверждении порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.05 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров". Согласно утвержденного Порядка налоговый орган передает в ПФ РФ информацию о сумме задолженности по страховым взносам, рассчитываемой на основании данных расчетов по авансовым платежам (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и платежным документам страхователя об уплаченных страховых взносах, а также сведения о сумме начисленных пеней и штрафов по состоянию на 1-е число второго месяца, следующего за отчетным периодом, - по итогам отчетного периода и на 1-е число второго месяца, следующего за датой, установленной для подачи декларации, - по итогам расчетного периода.
При этом, статьи 25, 25.1. Закона N 167-ФЗ не содержат указания, что взыскание задолженность производится только на основании данных, переданных налоговым органом.
Более того, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" правом взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации обладают страховщики. В силу статьи 5 Закона N 167-ФЗ страховщиком в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ).
Следовательно, в силу прямого указания Федерального закона именно органы ПФ РФ наделены правом на основании представленных сведений из налогового органа и имеющихся у них документов осуществлять начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.08.08 по делу N А21-2041/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2041/2008
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде (межрайонное)
Ответчик: ООО "Цифровая экспансия"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Калининграду
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10271/2008