г. Санкт-Петербург
20 ноября 2008 г. |
Дело N А56-16013/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9821/2008) ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт жиров" Российской академии сельскохозяйственных наук на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.08.2008 по делу N А56-16013/2008 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт жиров" Российской академии сельскохозяйственных наук
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от истца: Чуйкин А.Г., доверенность от 28.12.2007 N 11-2007.
от ответчика: Литвиненко В.В., доверенность от 09.01.2008 N 05-13/00009.
установил:
Государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт жиров" Российской академии сельскохозяйственных наук" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 08.04.2008 N 685 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках на сумму 3 389 720 руб. в пределах сумм, указанных в требовании от 26.03.2008 N129.
Решением суда первой инстанции от 20.08.2008 в удовлетворении заявленных требований заявителя отказано.
В апелляционной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы для применения норм права, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 НК РФ и корреспондирующей с ней статьи 239 БК РФ не имеет юридического значения наличие у Заявителя счетов в банке помимо открытых ему лицевых счетов в органах федерального казначейства потому, что согласно статьям 120 и 298 ГК РФ федеральное бюджетное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, в том числе денежными средствами, поступающими на его счета и считающимися средствами федерального бюджета.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснив, что расчетные счета открытые 18.09.2001 в Центральном ОСБ N 1991 Северо-Западного банка Сбербанка РФ являются валютными.
Представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы учреждения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция выставила в адрес Учреждения требование об уплате налога, сбора и штрафа от 26.03.2008 N 129. Поскольку в указанный в требовании срок обязанность по уплате налогов, пеней и штрафа Учреждением не исполнена, Инспекция 08.04.2008 вынесла решение N 685 о взыскании налогов, сборов и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках на общую сумму 3 389 720 руб., а также решение от 08.04.2008 N 1713 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Учреждение, не согласившись с принятым налоговым органом решением от 08.04.2008 N 685, обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Учреждением требований, указал на то, что налоговым органом взыскание денежных средств производится с расчетных и валютных счетов ГНУ ВНИИЖ, что не запрещено ни налоговым, ни бюджетным законодательством. Само по себе наличие лицевых счетов организации не препятствует налоговому органу реализовать свое право, установленное пп.9 п.1 ст.31 НК РФ, и взыскивать недоимку по налогу, а также пени и штрафы за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Апелляционный суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять правомерные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пеней.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание с этих счетов и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств.
При этом в абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента - организации или предпринимателя.
Согласно статье 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций (пункт 2 статьи 76 НК РФ).
Согласно названной норме приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора и данная внесудебная процедура не может рассматриваться и применяться в отрыве от решения о взыскании налога или сбора.
Вместе с тем Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ внесены принципиальные изменения в часть первую НК РФ (вступившие в силу с 01.01.2007) в отношении обеспечения исполнения организациями, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов), обязанности по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов и взыскания с этих организаций указанных платежей. Такие меры в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, могут применяться только в судебном порядке.
Указанным Федеральным законом были исключены из статьи 46 НК РФ положения о недопустимости обращения взыскания налога с бюджетных счетов в банках и одновременно в статью 45 (пункты 2 и 8) НК РФ внесены изменения, направленные на определение перечня оснований, при наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в судебном порядке. Такой порядок взыскания указанных платежей является исключением из общих правил взыскания этих платежей, установленных статьями 46 - 48 названного Кодекса.
Из материалов дела видно, что заявитель является бюджетным учреждением, действующим на основании Устава, деятельность которого в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансируется за счет средств федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов. Заявителю в проверенном периоде открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства.
В соответствии с положениями статьи 239 БК РФ "Иммунитет бюджетов" (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ) указано, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов осуществляется в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснил, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 НК РФ.
Учитывая, что заявитель является государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, имеет лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, а расчетные счета открытые 18.09.2001 в Центральном ОСБ N 1991 Северо-Западного банка Сбербанка РФ - валютные и транзитный, следует признать ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии у налогового органа оснований для вынесения оспариваемого решения.
Кроме того, в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2007 N 03-02-07/2-162/2, прямо указано что "поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, в силу пункта 2 статьи 45 Кодекса, взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться только в судебном порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых органов не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в порядке, установленном статьями 46 и 47 Кодекса. В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подпункт 14 пункта 1 статьи 31 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Кодекса взыскание налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании вступивших в законную силу решений судов.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в соответствии со статьями 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции, должны исполнять обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 3 статьи 30, пункты 1 и 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, а также реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов (пункты 1 и 2 статьи 33 Кодекса)".
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению.
Руководствуясь п.2 ст. 269, ст. 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 августа 2008 г. по делу N А56-16013/2008 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по г. Санкт-Петербургу от 08.04.2008г. N 685.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по г. Санкт-Петербургу в пользу ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт жиров "Российской академии сельскохозяйственных наук" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16013/2008
Истец: ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт жиров "Российской академии сельскохозяйственных наук
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9821/2008