г. Санкт-Петербург
01 декабря 2008 г. |
Дело N А56-9192/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.В. Жиляевой
судей Т.С. Гафиатуллиной, Л.С. Копыловой
при ведении протокола судебного заседания: М.И. Иноземцевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10644/2008) ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.08 по делу N А56-9192/2008(судья Е.В. Гайсановская), принятое
по иску ОАО "Российские Железные Дороги"
к ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
о взыскании 436 500 руб.
при участии:
от истца: Т.С. Пудовой по доверенности от 26.12.07 N 11/2-100
от ответчика: Е.А. Мусатовой по доверенности от 08.10.08 N 98-юр
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Морской Порт Санкт-Петербург" (далее - Порт) о взыскании 436 500 рублей штрафа за неочистку вагонов.
Решением суда от 15.09.08 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Порт просит решение суда от 15.09.08 отменить, в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Порта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "РЖД" просил решение суда от 15.09.08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, после выгрузки вагонов средствами порта на станции "Новый Порт" Октябрьской железной дороги установлен факт неполной очистки вагонов, о чем составлены акты общей формы.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального права, сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 10.01.03 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) после выгрузки вагонов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
Основные требования к очистке вагонов, контейнеров определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 8 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.03 N 46 (далее - Правила), при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов. Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В таком случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.
Из указанных норм следует, что грузополучатель, осуществляющий своими средствами выгрузку, обязан очистить вагоны не только от остатков перевозимого в его адрес груза, но и от остатков ранее перевозимых грузов.
Согласно статье 103 УЖТ РФ в случае нарушения грузополучателем требований, установленных статьей 44 УЖТ РФ, грузополучатель уплачивает перевозчику штраф в размере 45 и 15 размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.
Податель жалобы ссылается на пункт 6.10 Правил перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении, утвержденных 22.01.91 министерствами путей сообщения СССР, морского флота СССР и внешних экономических связей СССР, и считает, что после выгрузки вагоны должны быть очищены средствами Порта только от остатков прибывшего по данной накладной груза и относящегося к этому грузу реквизита.
Апелляционный суд с доводом подателя жалобы не согласен, поскольку норма, на которую ссылается Порт, в силу статьи 129 УЖТ РФ не подлежит применению.
Учитывая, что факт нарушения Портом требований статьи 44 УЖТ РФ подтвержден надлежащими доказательствами, суд сделал законный и обоснованный вывод о наличии оснований для взыскания с Порта в пользу ОАО "РЖД" 436 500 рублей штрафа, начисленного на основании статьи 103 УЖТ РФ.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от15.09.08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9192/2008
Истец: ОАО "Российские Железные Дороги"
Ответчик: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10644/2008