г. Санкт-Петербург
08 декабря 2008 г. |
Дело N А42-5022/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Борисовой
судей Е.А. Фокиной, Л.А. Шульга
при ведении протокола судебного заседания: О.В Карповой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-10801/2008, 13АП-11224/2008) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (Росприроднадзор) и Мурманского транспортного прокурора на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2008г. по делу N А42-5022/2008 (судья Посыпанко Е.Н.)
по заявлению ОАО "Мурманский морской торговый порт"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области
третье лицо- Мурманский транспортный прокурор
Мурманская Транспортная прокуратурао признании незаконным и отмене постановления
от заявителя: Юниной Л.Д. доверенность от 18.03.2008г. N 26-02-28
от ответчика: Блинова Е.И. доверенность от 26.09.2008г.
от третьего лица: не явились-извещены ( уведомление N 61221)
установил:
ОАО "Мурманский морской торговый порт" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (Росприроднадзор) от 29.07.2008г. N 44/02 о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения.
По ходатайству административного органа к участию в деле привлечен Мурманский транспортный прокурор.
Решением суда первой инстанции заявленные ОАО "Мурманский морской торговый порт" требования удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (Росприроднадзор) от 29.07.2008г. N 44/02 о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области и Мурманский транспортный прокурор направили апелляционные жалобы, в которых просили решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель Росприроднадзора поддержал доводы апелляционных жалоб по тем основаниям, что общество не отрицает факт совершенного административного правонарушения, который подтвержден материалами проверки, ссылаясь на отсутствие его вины, поскольку является арендатором устаревшей системы гидротехнических сооружений, через которую осуществляется сброс сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря. По мнению административного органа, квалификация совершенного правонарушения осуществлена правильно, процессуальных нарушений в привлечении общества к административной ответственности не допущено.
Представитель Мурманского транспортного прокурора в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции находит жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Мурманской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей природной среды и природопользования ОАО "Мурманский морской торговый порт".
Проверкой установлено, что общество осуществляет сброс сточных вод в водный объект - Кольский залив с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ, предусмотренных п.4 условий лицензии на водопользование, выданной Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Мурманской области, что является нарушением требований ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ и ст.37 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Указанный факт подтвержден результатами анализов, проведенных лабораторией по охране окружающей природной среды и химическому анализу ОАО "Мурманский морской торговый порт". Согласно анализам N 52-55 от 04.06.2008г. концентрация загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами по выпускам N 1, 2, 3, 4 превышает установленные нормативы ПДС по взвешенным веществам, органическим и нефтепродуктам в несколько раз.
По результатам проверки в отношении общества вынесено постановление от 22.07.2008г. о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области рассмотрены представленные прокурором постановление от 22.07.2008г. о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы проверки и вынесено постановление от 29.07.2008г. о привлечении ОАО "Мурманский морской торговый порт" к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
ОАО "Мурманский морской торговый порт" не согласилось с данным постановлением по тем основаниям, что в совершении правонарушения отсутствует вина общества, поскольку сети ливневой канализации являются собственностью Российской Федерации и находятся в пользовании общества по договору аренды от 03.03.1995г. Конструкция сети ливневой канализации является устаревшей и не предусматривает наличие фильтров для очистки сточных вод, ее реконструкция не входит в полномочия арендатора. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, сослался на то, что в оспариваемом постановлении названо иное правонарушение, не соответствующее правонарушению, указанному в постановлении прокурора. При этом, по мнению суда, превышение обществом нормативов ПДС, определенных условиями выданной лицензии от 17.03.2006г. и договором на пользование водным объектом, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не ч.1 ст.8.14 названного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не согласен с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Согласно статьям 46 и 58 Водного кодекса РФ от 16.11.1995г. N 167-ФЗ права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. После выдачи лицензии на водопользование заключение такого договора является обязательным.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Статьей 23 указанного Закона определено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу части 2 статьи 37 Федерального закона N 155-ФЗ от 31.07.1998г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещаются.
Частью 6 ст.60 Водного кодекса РФ запрещается при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Материалами дела подтверждается, что обществом осуществлялся сброс ливневых вод в Кольский залив Баренцева моря на основании лицензии МУР 00595 БМТВХ от 17.03.2006г. и договора пользования водным объектом Мурманской области от 01.06.2006г. Факт превышения в сточных водах нормативов ПДС, предусмотренных приложением N 13 к лицензии МУР 00595 БМТВХ от 17.03.2006г., согласованных с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Мурманской области, подтвержден документально, проведенными самим обществом анализами, и является основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции ошибочно указал на неправильную квалификацию совершенного административного правонарушения по части 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.14, являются отношения по охране окружающей среды и порядок природопользования (в частности водопользования). Статья 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях включает в себя лишь специальный состав правонарушения в части отсутствия лицензии на водопользование. В данном случае обществом нарушены правила водопользования не в части оформления права пользования водным объектом, а в части несоблюдения тех нормативов, которые для общества были установлены как лицензией на водопользование, так и договором пользования водным объектом, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, названное деяние общества правильно квалифицировано по ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд считает несостоятельными доводы общества о том, что в действиях совершения правонарушения отсутствует его вина. Поскольку заявитель непосредственно является пользователем данной сети ливневой канализации на основании договора аренды, то должен соблюдать требования договора пользования водным объектом и условия лицензии водопользования. Устаревшая система данной ливневой канализации не освобождает пользователя от ответственности за нарушение правил водопользования, выразившееся в превышении установленных нормативов ПДС вредных веществ при сбросе сточных вод.
Таким образом, административным органом доказан факт совершенного обществом правонарушения и его вина. Процессуальных нарушений в привлечении общества к административной ответственности не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 269, ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2008г. по делу N А42-5022/2008 отменить.
ОАО "Мурманский морской торговый порт" в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5022/2008
Истец: ОАО "Мурманский морской торговый порт"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области
Третье лицо: Мурманская Транспортная прокуратура
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10801/2008