г. Санкт-Петербург
03 декабря 2008 г. |
Дело N А21-1312/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Слобожаниной В.Б., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Ковальчук Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9286/2008) Администрации городского округа (мэрии) МО "Гусевский городской округ"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2008 по делу N А21-1312/2007(судья Мельник И.А.), принятое
по иску Администрации городского округа (мэрии) МО "Гусевский городской округ"
к Министерству финансов Российской Федерации
3-и лица: 1) Территориальное управление Росимущества по Калининградской
области,
2) Министерство обороны Российской Федерации,
3) Министерство финансов Калининградской области,
4) ГУ Балтийский флот РФ,
5) Гусевская КЭЧ района,
6) ОМИС Балтийский флот,
7) МУ "Служба заказчика-застройщика"
о взыскании 44 517 354 руб. 89 коп.
при участии:
от истца: Козяков В.В. по доверенности N 3420 от 15.07.2008 г.
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-х лиц: 1) не явился (извещен)
2) не явился (извещен)
3) не явился (извещен)
4) не явился (извещен)
5) не явился (извещен)
6) не явился (извещен)
7) не явился (извещен)
установил:
Администрация городского округа "Гусевский городской округ" Калининградской области (далее по тексту Мэрия, истец) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением, с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству финансов Российской Федерации (далее по тексту ответчик, Министерство финансов РФ) о взыскании расходов на содержание переданных в муниципальную собственность объектов недвижимости, расположенных в городе Гусеве, улица Советская, 19, улица Советская, 19А, улица Балтийская, 12, улица Балтийская, 10, улица Маяковского, 8В, улица Маяковского 8Б, улица Маяковского 8А, улица Маяковского, 8, улица Маяковского, 3 в размере 12 031 100 рублей 38 коп.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Территориальное управление Росимущества по Калининградской области, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Калининградской области, ГУ Балтийский флот РФ, Гусевская КЭЧ района, ОМИС Балтийский флот, МУ "Служба заказчика-застройщика".
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судом нарушены нормы материального права, так как суд не применил нормативно-правовые акты, подлежащие применению, а именно: Распоряжение Правительства РФ N 1453-р от 17.10.2002 года, предписывавшее Минфину РФ компенсировать убытки от эксплуатации переданных в муниципальную собственность объектов, и Распоряжение Президента РФ N 114-рп от 18.03.1992 года, предусматривавшее порядок (процедуру) передачи имущества. Моментом возникновения правоотношений по передаче имущества из федеральной собственности в собственность Мэрии является 23.06.2004 года - дата вынесения Гусевским районным Советом депутатов решения N 107 "О согласовании перечня объектов жилого назначения, находящихся в г. Гусеве и состоящих на балансе Гусевской КЭЧ, передаваемых в собственность МО "Гусевский район". Истец считает, что в настоящих спорных отношениях следует применять нормы законодательства, действовавшие на момент принятия решения Гусевским районным Советом депутатов.
Кроме того, истец полагает, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела:
- доказательством правопреемства муниципальным образованием "Гусевский городской округ" муниципального образования "Гусевский район" является Закон Калининградской области от 05.11 2004 года "О наделении муниципального образования "Гусевский район" статусом городского округа";
- в обоснование понесенных убытков истцом в материалы дела представлены - договоры, акты выполненных работ, локальные сметы, а также платежные поручения, подтверждающие перечисление денежных средств из бюджета МО "Гусевский городской округ" подрядчикам за выполнение работ по восстановлению принятых объектов в муниципальную собственность в соответствии с актами приема-передачи объектов в 2005 году;
- передача объектов подтверждается: актами приема-передачи, распоряжением о принятии в муниципальную собственность, выписки из реестра муниципальной казны МО "Гусевский городской округ".
В судебном заседании представитель истца поддержал свою правовую позицию.
Ответчик и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание их представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены. Суд апелляционной инстанции рассмотрел жалобу по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.06.2004 года Гусевским районным Советом депутатов Калининградской области принято решение N 107 "О согласовании перечня объектов жилого назначения, находящихся в городе Гусеве и состоящих на балансе Гусевской КЭЧ, передаваемых в собственность МО "Гусевский район", в том числе и объектов недвижимости, расположенных в городе Гусеве, улица Советская, 19, улица Советская, 19А, улица Балтийская, 12, улица Балтийская, 10, улица Маяковского, 8В, улица Маяковского 8Б, улица Маяковского 8А, улица Маяковского, 8, котельной - по адресу: г. Гусев, улица Маяковского, 3.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 года N 445-р принято предложение Гусевского районного Совета депутатов и Минэкономразвития России, согласованное с Министерством обороны России и администрацией Калининградской области, о передаче в муниципальную собственность Гусевского района Калининградской области, находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения Гусевской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны России, расположенных в городе Гусев: по ул. Маяковского, дома 8, 8а, 86, 8в, улица Балтийская, дома 4, 4а, 4б, 6, 6б, 8, 10,10а,12,12а,12б,14; здания общежитий, расположенные по адресу г. Гусев, улица Советская, дома 1 и 2, объекты инженерной инфраструктуры - котельная инв. N 3, инженерные коммуникации, сети тепловые и водоснабжения протяженностью 2380 м, ассенизационная машина АНМ-53 на шасси ГАЗ-53; контейнерный мусоровоз М-30 на шасси ГАЗ-53; грузовой автомобиль ГАЗ-53.
Акты приема (передачи) вышеуказанных жилого фонда и объектов коммунально-бытового назначения в городе Гусеве были подписаны в сентябре 2005 года командующим Балтийским флотом, Губернатором Калининградской области, представителями истца, Гусевской КЭЧ и Росимущества по Калининградской области.
В актах приема (передачи) указано, что котельная и водоканализационное хозяйство находятся в удовлетворительном состоянии.
В сентябре 2005 года командующим Балтийским флотом и Главой администрации городского округа (мэрии) МО "Гусевский городской округ" подписаны акты с приложением необходимых смет об указании необходимого ремонта передаваемого жилого фонда, уличного освещения, дренажной системы, подъездных путей, устройству контейнерной площадки, ремонту котельной и замене котельного оборудования. Общая стоимость финансовых затрат необходимых для устранения недостатков передаваемого жилищного фонда объектов благоустройства, котельной, приобретения необходимой техники определена указанными лицами в сумме 33 709 595 рублей.
29.11.2005 года истцом на основании договора N 83 товариществу собственников жилья "Домохозяин" переданы дома, расположенные по адресу: г. Гусев, улица Маяковского, дд. 8,8а, 86, 8в, улица Балтийская, дома 4,4а,4С 6,6а, 66, 8, 10, 12, 12а, 126, 14. Со дня приема жилищного фонда произведено обследование его истцом и затраты по содержанию и ремонту данного имущества составили 307 821,5 рублей.
В связи с передачей в муниципальную собственность Гусевского района вышеуказанных объектов истец понес убытки, которые выразились в устранении недостатков переданных ему объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы.
Полагая, что расходы бюджета муниципального образования "Гусевский городской округ" на производство работ по восстановлению переданных объектов составили:
- на ремонтно-восстановительные работы жилищного фонда - 1 531 160 руб.;
- на реконструкцию котельной - 10 499 940 руб. 38 коп.,
а всего в сумме 12 031 100 руб. 38 коп., должно компенсировать Министерство финансов Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, обоснованно пришел к выводу о том, что исковые требования не доказаны ни по праву ни по размеру.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность с 01.01.2005 года регламентируется пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Начиная с 2005 года затраты на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, переданных с муниципальную собственность, не подлежат возмещению из федерального бюджета, поскольку постановлениями Правительства РФ от 26.08.2004 N 441 и от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги установлен в размере 100% стоимости этих услуг.
Согласно абзацу 10 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ основанием возникновения права собственности муниципального образования на имущество, передаваемое Российской Федерацией, является решение Правительства Российской Федерации.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 19.04.2005 года N 445-р были подписаны Акты приемки (передачи) объектов жилого фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность муниципального образования МО "Гусевский район" Калининградской области.
На основании вышеизложенного, муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд не находит подтверждения того, что Министерство финансов Российской Федерации путем виновного невыполнения обязательств распоряжения Правительства Российской Федерации oт 19.04.2005 года N 445-р причинило убытки истцу.
Судом первой инстанции дана оценка приобщенным к материалам дела доказательствам, на основании которых установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доказательств факта и размера понесенных органом местного самоуправления расходов на содержание спорных объектов истцом не представлено. Предъявляемая ко взысканию сумма иска является стоимостью необходимых работ, согласно смете на текущий и капитальный ремонт, но не подтверждает размер понесенных расходов.
Истцом предъявлены ко взысканию суммы, исчисленные по локальным сметам 2005 года, согласованной с командующим Балтийским флотом. Однако в материалы дела не представлено наличия полномочий указанного лица действовать от имени Министерства финансов России в части распоряжения финансовыми средствами либо иных лиц.
Судом первой инстанции обоснованно не приняты в качестве доказательств причинения убытков локальные сметы капитального ремонта, акты выполненных работ и договоры на проведение работ по ремонту жилых домов, поскольку данные документы не согласованы с ответчиком, содержат работы и капитального и текущего ремонта; сама стоимость подлежащих выполнению работ не соответствует актам приема-передачи имущества.
В подтверждение заявленных требований Мэрия не представила расчет убытков в связи с передачей жилых домов в муниципальную собственность.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии причинно-следственной связи между произведенными расходами, не подтвержденными доказательствами, и необходимостью взыскания их с ответчика в качестве убытков.
Апелляционный суд отклоняет доводы истца о том, что моментом возникновения правоотношений по передаче имущества из федеральной собственности в собственность Мэрии является 23.06.2004 года - дата вынесения Гусевским районным Советом депутатов решения N 107, поскольку согласно пункту 12 Распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 г. N114-Р "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности в порядке оформления прав собственности" и пункту 4 Постановления Правительства РФ N1131 от 06.10.1999 г. названные объекты считаются переданными в государственную, муниципальную собственность с момента принятия решения Правительством РФ. Органы местного самоуправления с этого момента в месячный срок обязаны оформлять необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2008 года по делу N А21-1312/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1312/2007
Истец: Администрация городского округа (мэрия) МО "Гусевский городской округ"
Ответчик: ОМИС "Балтийский флот", Министерство финансов РФ, Министерство финансов Калининградской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области, МУ "Служба заказчика-застройщика", Министерство обороны РФ, Гусевская КЭЧ района, Балтийский флот РФ
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9286/2008