г. Санкт-Петербург
12 декабря 2008 г. |
Дело N А21-4814/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Т.И. Петренко, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10944/2008) ООО "Наши двери" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.09.2008 по делу N А21-4814/2008 (судья А.В. Мялкина), принятое
по иску (заявлению) ООО "Наши двери"
к Калининградской областной таможне
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии:
от истца (заявителя): представителя О.В. Полленского (доверенность от 05.08.08)
от ответчика (должника): представителей А.В. Князевой (доверенность от 07.04.08 N 29), Н.Э Шпаковой (доверенность от 04.04.08 N 17)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Наши двери" (Далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни (Далее - Таможня, таможенный орган) от 01.08.2008 N 10226000-734/2008 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением от 22.09.2008 суд отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о наличии в его действиях состава вмененного правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что Таможня в обжалуемом постановлении сослалась на Приказ ГТК РФ N 490 от 21.05.2002, который был издан до введения в действие Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года. Федеральной таможенной службой РФ издан приказ от 25.04.2007 N 536, действующий в настоящее время, который устанавливает перечень документов и сведений, которые предоставляются при таможенном оформлении товаров под разные таможенные режимы, указанный Приказ на содержит обязанности предоставления экспертного заключения достаточности переработки, в связи с чем недействительность предъявленного экспертного заключения не образует состав инкриминируемого Обществу правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал. Просил суд в случае установления состава правонарушения в действиях Общества применить положение статьи 2.9 КоАП РФ, освободить его от административной ответственности.
Представители таможенного органа возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 07.06.2008 Общество представило на Московский таможенный пост пакет документов для осуществления отправки на остальную территорию Российской Федерации (СМR N 10226050/070608/КU03514) в таможенном режиме 81 - "перемещение российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства" партии товара - дверные полотна в количестве 685 штук, дверные коробки в количестве 626 комплектов, погонажные изделия: наличник дверной в количестве 3607 штук. В качестве подтверждения происхождения товара были представлены грузовая таможенная декларация (ГТД) N 10226050/060608/0010297 на оформленные в таможенном режиме "свободная таможенная зона", сертификат происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке на
территории ОЭЗ в Калининградской области ОЭЗ 8003027466 от 03.06.2008, экспертное заключение N 5750-08 "3" от 03.06.2008 ООО "СОЭКС-БАЛТИЯ" на товары - дверные полотна 1433 шт., дверные коробки 1017 комплектов, наличник дверной 4056 шт. (л.д.25-26, 28-32).
В ходе проведения таможенного контроля с целью идентификации вывозимого товара был проведен таможенный досмотр (АТД N 10226050/080608/003613 - л.д.34-38), в ходе которого было установлено, что из 685 штук дверных полотен 300 штук имеют код изделия ПД. 1401.35 (90штук), 1433.35 (52шт.), 1444.35 (32шт.), 1433.40 (60шт.), 1444.40 (36шт.), 1401.40 (30шт.), из 626 комплектов дверных коробок 144 комплекта имеют код изделия КД.338.08 (70комп.), КД.338.09 (74компл.) несоответствующие кодам изделий в предъявленном экспертном заключении N 5750-08 "3".
Таким образом, Таможня установила, что Общество представило на таможенный пост пакет документов для осуществления отправки на территорию РФ в таможенном режиме "ЭК-81" "перемещение российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства" на товар дверные полотна и дверные коробки недействительные документы (относящиеся к другому товару) экспертное заключение N 5750-08 "3" 000 "СОЭКС-БАЛТИЯ", сертификат происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке на территории ОЭЗ в Калининградской области ОЭЗ 8003027466 от 03.06.2008.
Данное обстоятельство послужило таможенному органу основанием для возбуждения 09.06.2008 в отношении Общества дела об административном правонарушении N 1026000-696/2008 по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ (л.д.20-24).
09.07.2008 таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении N 102226000-696/2008 в присутствии законного представителя Общества - директора Шакирова Ф.Ю. (л.д.57-61).
01.08.2008 вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 100000 рублей (л.д.6-9). Состав правонарушения, инкриминируемого заявителю, по мнению таможенного органа, выражен в несоблюдении условий помещения товара - дверных полотен ПЛ 1401.35 - 90 шт., 1433.35 - 52 шт., 1444.35 - 32шт., 1433.40 - 60 шт., 1444.40 - 36 шт., 1401.40 - 30 шт., дверных коробок - КД338.08 - 70 комплектов, КД338-09 - 74 комплекта под специальный таможенный режим "перемещение российских
товаров между таможенными органами через территорию иностранного государства", что повлекло за собой освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление таможенного органа в арбитражном суде.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требования и признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Таможни.
В соответствии с частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, путем заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно путем представления недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров и (или) транспортных средств под указанный таможенный режим влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Пунктом 1 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусмотрено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.
В соответствии со статьей 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима
Согласно пункту 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным
способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.
Пунктом 6 данной статьи установлено, что форма декларирования определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 268 ТК РФ предусмотрено, что таможенный режим "перемещение российских товаров между таможенными органами через территорию иностранного государства" является иным специальным таможенным режимом.
Согласно пункту 1 статьи 269 ТК РФ специальные таможенные режимы предусматривают полное освобождение товаров от таможенных пошлин, налогов, а также неприменение к ним запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что иные требования и условия помещения товаров под специальные таможенные режимы, а также ограничения на пользование и распоряжение товарами, помещенными под указанные таможенные режимы, определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11 ТК РФ предусмотрено, что российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 N 699 "О требованиях и условиях помещения под специальный таможенный режим российских товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации через территорию иностранного государства" установлены следующие
требования и условия помещения российских товаров под специальный таможенный режим:
а) отправитель и получатель товаров находятся на территории Российской Федерации;
б) маршрут перевозки товаров (или его часть), по которому предусматривается перемещение товаров, проходит по территории иностранного государства или за пределами территориальных вод Российской Федерации;
в) обеспечение идентификации товаров при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации и последующем ввозе на таможенную территорию Российской Федерации;
г) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации должен осуществляться в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их вывоза с таможенной территории Российской Федерации после помещения под специальный таможенный режим, за исключением случаев изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.
Согласно разделу 4 Приказа Государственного таможенного комитета РФ от 21.05.2002 N 490 "Об утверждении положения о порядке перевозки товаров под таможенным контролем между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Российской Федерации" помещение товаров под таможенный режим транзита производится в таможенном органе, расположенном на территории Калининградской области и в регионе деятельности которого находится отправитель товаров. Под таможенный режим транзита только после таможенного оформления в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России, помещаются товары, в том числе произведенные в Особой экономической зоне в Калининградской области, что должно подтверждаться сертификатами о происхождении товара из Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - сертификат о происхождении).
Материалами дела подтверждается, что Обществом была заявлена отправка товара - дверных полотен 685шт., дверных коробок - 626 комплектов, погонажных изделий: наличник дверной 3607шт., подтверждая происхождение данных товаров из особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области сертификатом происхождения товара N ОЭЗ 8003027466 от 03.06.2008, выданного на основании экспертного заключения ООО "Соэкс-Балтия" от 03.06.2008 N 5750-08 "З" со ссылкой на партию товара, указанную в счете-фактуре N 40 от 03.06.2008, однако, фактически вывозились товары, не указанные в вышеперечисленных документах.
Согласно примечанию к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются, в том числе и документы, относящиеся к другим товарам.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава инкриминируемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ, является обоснованным.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 127 ТК РФ предусмотрено право декларанта осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации, с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию товаров.
Указанными правами Общество не воспользовалось, что повлекло совершение им административного правонарушения.
Таможенным органом при производстве по делу об административном правонарушении не допущено процессуальных нарушений, которые могли бы самостоятельно повлечь отмену оспариваемого постановления. Суд первой
инстанции законно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Не может быть принят во внимание представленный суду апелляционной инстанции акт экспертизы происхождения товара от 11.04.2008 N 3476-08 "Э" ООО "Соэкс-Балтия", подтверждающий происхождение из ОЭЗ спорного товара, оформленного по ГТД N 10226050/060608/0010297. Предоставление данного экспертного заключения суду апелляционной инстанции не может являться основанием для освобождения Общества от административной ответственности за предоставление недействительного сертификата на момент помещения указанного товара под таможенный режим "перемещение российских товаров между таможенными органами через территорию иностранного государства".
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что таможенный орган применил Приказ ГТК от 21.05.2002 N 490, не соответствующий положениям Таможенного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 28.05.2003 N 61-ФЗ, поскольку данный приказ в настоящий момент не отменен, являются действующим, применяется в части, не противоречащей Таможенному кодексу РФ от 28.05.2003.
Необоснованна ссылка подателя апелляционной жалобы на Приказ ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", который, по мнению подателя жалобы, не дает право требовать наряду с товаросопроводительной накладной сертификат о происхождении товаров. Данный приказ регламентирует предоставление в таможенные органы дополнительных документов при помещении товара под таможенный режим свободной таможенной зоны. Между тем, в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2006 N 171 "Об утверждении Правил применения критериев достаточной переработки и выдачи соответствующих сертификатов в отношении продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области" товар, подвергшийся переработке на территории Особой экономической зоны, не считается происходящим из Особой экономической зоны до тех пор, пока не будет представлен сертификат, заверенный в установленном законом порядке.
Таким образом, документом, подтверждающим происхождение товаров из ОЭЗ в Калининградской области, в целях их вывоза на остальную часть таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов является сертификат о происхождении товаров.
По мнению апелляционного суда, в данном случае не может быть применена статья 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Применение данной нормы является правом, а не обязанностью суда. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований (условий, ограничений) таможенного режима при проведении операций с товарами. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения заявленных таможенных режимов.
В данном случае, с учетом конкретных обстоятельств дела таможенный орган обоснованно и справедливо назначил заявителю наказание в виде наложения штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи без применения дополнительного наказания - конфискации предметов административного правонарушения.
Правовые основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22 сентября 2008 года по делу N А21-4814/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Наши двери" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Т.И. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4814/2008
Истец: ООО "Наши двери"
Ответчик: Калининградская областная таможня