г. Санкт-Петербург
12 декабря 2008 г. |
Дело N А56-15635/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Медведевой И.Г., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: помощником Какушкиной Д.Ц.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11117/2008) ООО "Тихвин-Петрол" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2008 года по делу N А56-15635/2008 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску Заместителя прокурора Ленинградской области
к 1) МУП "Бокситогорский автотранспорт", 2) ООО "Тихвин-Петрол"
3-е лицо Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (МТУ Ростехнадзора по СЗФО)
о признании договора недействительным
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: 1) не явился (извещен)
2) Виговский Ю.А. по доверенности от 03.06.08г.
от 3-го лица: не явился (извещен)
установил:
В Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратился заместитель прокурора Ленинградской области к МУП "Бокситогорский автотранспорт" и ООО "Тихвин-Петрол" о признании недействительным договора N 55 на вывоз мусора (ТБО) от 01.11.2006 года.
В обоснование иска было указано следующее.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицо, собирающее, транспортирующее и размещающее опасные отходы, в силу пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязано иметь лицензию на осуществление данной деятельности.
Лицензирование вышеуказанных видов деятельности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в порядке, определенном Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006г. N 524.
Однако, согласно письму МТУ Ростехнадзора по СЗФО от 24.04.2008г. N 15-1-32/4486, МУП "Бокситогорскавтотранспорт" лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов (деятельности по обращению с опасными отходами) не имеет.
Ответчик с иском не соглашался и указывал, что прокуратура ошибочно относит твердые бытовые отходы к опасным отходам, требующим лицензии. Данное утверждение противоречит самому понятию опасных отходов и положениям ФЗ N 89.
Так, ст. 8 данного закона установлено, что: " к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов".
Кроме того, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору своим письмом от 23.12.05г. N СС-47/145 поясняет, что: "Пунктом 74 статьи 17 ФЗ от 08.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию. Тем не менее, необходимо учитывать, что плата за негативное воздействие носит компенсационный характер за негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду, в том числе лицами осуществляющими размещение отходов без соответствующей лицензии.
Таким образом, заявитель жалобы полагал, что законодательством РФ не установлено безусловной связи между возникновением объекта по плате и фактом наличия лицензии на размещение отходов.
То есть, по мнению ответчика, данным письмом Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору устанавливает, что отсутствие лицензии у предприятия, осуществляющего утилизацию опасных отходов, не препятствует деятельности данного предприятия и заключению с ним договоров на данный вид деятельности.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2008 года требования иска были удовлетворены. Суд согласился с доводами прокуратуры.
ООО "Тихвин-Петрол", не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой указано, что твердые бытовые отходы, имеющиеся у общества, вывозятся на основании договора N 55, заключенного с МУП "Бокситогорский автотранспорт" на вывоз мусора (бытовых отходов), а не опасных отходов.
В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека. Факт наличия у общества опасных отходов истцом не доказан.
В соответствии п.2 ст.4 ФЗ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов, при этом наличия лицензии (специального разрешения), как у собственника, так и у приобретателя не требуется.
Обязательное наличие лицензии на реализацию отходов установлено в "Перечне видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (в редакции от 31.12.2000г.), утвержденного Указом Президента РФ от 22.02.92г. N 179.
Истец, МУП "Бокситогорский автотранспорт" и третье лицо, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили. Дело рассматривается в их отсутствие на основании статей 123, 156 АПК РФ.
Выслушав в судебном заседании представителя ООО "Тихвин-Петрол", изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 01.11.2006г. между МУП "Бокситогорский автотранспорт" и ООО "Тихвин-Петрол" был заключен договор N 55 на вывоз мусора (твердых бытовых отходов), согласно которому ООО "Тихвин-Петрол" поручает, а МУП "Бокситогорский автотранспорт" принимает на себя обязательства по вывозу и/или размещению мусора (твердых бытовых отходов) на полигоне твердых бытовых отходов.
В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.
Согласно ст. 14 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 г. N 786 твердые бытовые (коммунальные) отходы отнесены к 4-5 классу опасности:
- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - код отходов - 91200400 01 00 4;
- мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный - код отходов -91200500 01 00 5.
Таким образом, твердые бытовые отходы являются опасными отходами.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления", деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицо, собирающее, транспортирующее и размещающее опасные отходы, в силу подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", обязано иметь лицензию на осуществление данной деятельности.
В соответствии с пунктом 74 статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ, а также в соответствии с Перечнем Федеральных органов власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 45, специальным уполномоченным органом, осуществляющим лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на территории РФ является Федеральная служба Ростехнадзор. На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области функции по лицензированию данной деятельности осуществляет Межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу.
Согласно письму МТУ Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу от 24.04.2008 г. N 15-1-32/4486 МУП "Бокситогорский автотранспорт" не обращалось за получением лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов (деятельности по обращению с опасными отходами) (л.д.15).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления", собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
При таких обстоятельствах, учитывая, что МУП "Бокситогорский автотранспорт" не имеет лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, заключенный между ответчиками договор N 55 на вывоз мусора (твердых бытовых отходов) от 01.11.2006г., является недействительным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2008 года по делу N А56-15635/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15635/2008
Истец: Заместитель прокурора Ленинградской области
Ответчик: ООО "Тихвин-Петрол", МУП "Бокситогорский автотранспорт"
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (МТУ Ростехнадзора по СЗФО)
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11117/2008