г. Санкт-Петербург
11 декабря 2008 г. |
Дело N А56-38378/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, Н. И. Протас
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11625/2008) (заявление) ФНС России в лице ИФНС Лужского р-на ЛО на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2008 по делу N А56-38378/2008 (судья А. В. Нефедова), принятое
по иску (заявлению) Инспекции Федеральной налоговой службы в лице ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области
к К/х "Фермер"
о признании несостоятельным (банкротом)
при участии:
от заявителя: Рубцова О. С. (доверенность 78 ВИ 255292 от 14.05.2008)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС России, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании крестьянского хозяйства "Фермер" (далее - крестьянское хозяйство) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Определением арбитражного суда от 13.10.2008 заявление возвращено ФНС России на основании пункта 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ФНС России просит определение суда от 13.10.2008 отменить, признать крестьянское хозяйство банкротом и открыть в отношении должника конкурсное производство по упрощенной процедуре, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Крестьянское хозяйство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено, в судебное заседание не явилось, что согласно статье 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о признании крестьянского хозяйства несостоятельным (банкротом), послужило наличие задолженности по обязательным платежам в бюджет в размере 27 041 руб. 29 коп., в том числе просроченная свыше трех месяцев недоимка по налогу - 9 664 руб. 05 коп., пени - 16 995 руб. 41 коп., штрафы - 381 руб. 83 коп.
Налоговый орган считает, что крестьянское хозяйство обладает признаками отсутствующего должника, поскольку по указанному в документах о государственной регистрации адресу отсутствует, установить местонахождение руководителя должника не представляется возможным, бухгалтерская отчетность не представляется в течение последних пяти лет, налоговый орган не располагает сведениями о наличии банковских счетов, открытых в кредитных учреждениях.
Суд, возвращая налоговому органу заявление, пришел к выводу, что ФНС России не представила надлежащих доказательств невозможности применить в отношении должника административный порядок ликвидации недействующего юридического лица, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ), Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - Постановление от 20.12.2006 N 67).
Апелляционная инстанция считает, что определение суда о возвращении заявления о признании должника банкротом подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Постановлением от 20.12.2006 N 67 при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.
Материалами дела подтверждено, что установить местонахождение должника невозможно, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия налоговым органом решения об обращении в суд, должник не представлял документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществлял операции хотя бы по одному банковскому счету. Следовательно, крестьянское хозяйство является недействующим юридическим лицом.
Указанные обстоятельства наряду с другими обстоятельствами, свидетельствующими о фактическом прекращении юридическим лицом хозяйственной деятельности, могут являться основанием для его исключения из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ, то есть по решению регистрирующего органа.
Постановлением от 20.12.2006 N 67 разъяснено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. При этом уполномоченными органами в делах о банкротстве должно быть принято решение о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам.
В соответствии с пунктом 3 Постановления от 20.12.2006 N 67 при поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ или признано недействительным в судебном порядке.
При вынесении определения о возвращении заявления судом не учтено, что в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующим органом было принято решение от 28.03.2008 N 3 о предстоящем исключении крестьянского хозяйства из ЕГРЮЛ, которое было в установленном порядке опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" от 02.04.2008 N 13.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области были заявлены возражения против исключения в административном порядке крестьянского хозяйства из ЕГРЮЛ.
Учитывая, что в силу пункта 4 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимаются и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, суд возвратил заявление в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение от 13.10.2008 подлежит отмене, а вопрос о принятии к производству заявления ФНС России направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2008 по делу N А56-38378/2008 отменить. Направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38378/2008
Истец: Федеральная налоговая служба, Инспекция Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области
Ответчик: К/х "Фермер"
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11625/2008