г. Санкт-Петербург
10 декабря 2008 г. |
Дело N А21-6231/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, Н. И. Протас
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11591/2008) (заявление) Государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.2008 по делу N А21-6231/2008 (судья Е. Ю. Приходько), принятое
по иску (заявлению) ГУ-Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
к МУП МО "Гвардейский район "Бытовик"
о взыскании 5000 руб.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Государственное учреждение - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Муниципального унитарного предприятия муниципального образовании "Гвардейский район" "Бытовик"" (далее - Предприятие) штрафа в сумме 5 000 руб. за нарушение Предприятием установленного Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ) срока представления отчетности за 1 квартал 2008 года.
Решением от 02.10.2008 суд отказал Фонду в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом в результате сверки списка зарегистрированных в региональном отделении страхователей, обязанных представлять отчетность, с данными о ее фактическом представлении, установлено, что Предприятием в нарушение статьи 24 Закона N 125-ФЗ не представлена расчетная ведомость за 1 квартал 2008 года.
Решением от 29.04.2008 N 39ГВР Предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 19 Закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в сумме 5 000 руб.
На основании указанного решения в адрес Предприятия направлено требование от 29.04.2008 N 39ГВР об уплате штрафа в сумме 5 000 руб. в срок до 15.05.2008.
Поскольку в установленный срок требование Предприятием не исполнено, Фонд обратился с заявлением в суд.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления, указал, что Фонд не доказал наличие в действиях Предприятия такого квалифицирующего признака вменяемого правонарушения как повторное совершение правонарушения в течение одного календарного года. Кроме того, судом установлено нарушение Фондом порядка привлечения страхователя к ответственности.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 24 Закона N 125-ФЗ страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных лиц и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность. Этой же нормой установлена обязанность страхователей ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять страховщику отчетность по форме, установленной страховщиком. Страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за непредставление или недостоверность статистической, а также бухгалтерской отчетности.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей.
Фонд, установив нарушение Предприятием срока представления расчетной ведомости за 1 квартал 2008 года, привлек Предприятие к ответственности, предусмотренной статьей 19 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 5 000 руб.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, решение от 29.04.2008 N 39ГВР не содержит сведений о том, что правонарушение совершено страхователем повторно, как и ссылки на ранее состоявшееся решение о привлечении Предприятия к ответственности, предусмотренной статьей 19 Закона N 125-ФЗ.
Таким образом, Фонд не доказал наличие в действиях Предприятия такого квалифицирующего признака вменяемого правонарушения как повторное совершение правонарушения в течение одного календарного года и неправильно квалифицировал действия страхователя.
В абзаце 7 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ указано на то, что привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки (пункт 2 статьи 100 НК РФ).
В силу пункта 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судом первой инстанции установлено, что акт проверки Фондом не составлялся, Предприятие не извещалось о времени и месте рассмотрения материалов проверки. При таких обстоятельствах Предприятие было лишено возможности представить пояснения и возражения как по итогам проведенной налоговой проверки, так и при рассмотрении материалов налоговой проверки, что свидетельствует о грубом нарушении его прав.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о нарушении Фондом порядка привлечения ответственности, предусмотренного статьей 101 НК РФ.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.2008 по делу N А21-6231/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6231/2008
Истец: ГУ-Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: МУП МО "Гвардейский район "Бытовик"