г. Санкт-Петербург
09 декабря 2008 г. |
Дело N А56-14347/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Згурской М.Л., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10077/2008) ОАО "АВТОВАЗ"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2008 по делу N А56-14347/2008 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "АВТОВАЗ"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8
о признании недействительным решения
при участии:
от истца: Добровольская Я.А., доверенность от 25.10.2007 N 00010/493-Д.
от ответчика: Скворцова А.Ю., доверенность от 02.04.2007 б/н, Куликова Е.А. доверенность от 25.03.2008
установил:
Открытое акционерное общество "Автоваз" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - инспекция, налоговый орган) N 11-09-04/03865 от 12.03.08г. об отказе в осуществлении зачета излишне уплаченного налога на прибыль в счет предстоящих платежей по данному налогу.
Решением суда первой инстанции от 29 августа 2008 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и права, просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований в полном объеме. Общество считает, что поскольку на момент подачи заявления факт наличия излишне уплаченного налога подтвержден инспекцией, действия налогового органа, выразившиеся в отказе в проведении зачета, противоречат нормам НК РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал требования по жалобе, настаивал на ее удовлетворении. Представитель инспекции возражал против доводов налогоплательщика, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном прядке.
Материалами дела установлено, что Обществом в адрес инспекции 8 февраля 2008 г. направлены уточненные декларации по налогу на прибыль за 2005, 2006 г.
22 февраля 2008 г. Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о проведении зачета переплаты по налогу на прибыль в доле федерального бюджета в размере 42 694 658,41 рубль, в доле бюджета субъекта РФ в сумме 113 382 873,23 рубля в счет уплаты налога на прибыль по декларации за январь 2008 г. по сроку 28.02.08г.
29 февраля 2008 г. инспекцией в адрес налогоплательщика направлены справки о состоянии расчетов по сроку 21.02.08г. и 27.02.08г., согласно которым у Общества числится переплата по налогу на прибыль в сумме 42 953 669,41 рубль и в сумме 114 253 129,23 рубля.
12 марта 2008 г. налоговым органом принято решение N 11-09-04/03865 об отказе в проведении зачета. В обоснование отказа инспекция указала на то обстоятельство, что не истек срок камеральной проверки, предусмотренной п. 2 ст. 88 НК РФ. Налогоплательщику предложено направить заявление о проведении зачета переплаты после окончания камеральной проверки.
21 марта 2008 г. инспекцией в адрес Общества направлен акт сверки расчетов, который подписан налогоплательщиком 1 апреля 2008 г.
Поскольку факт наличия переплаты подтвержден, инспекцией 24 апреля 2008 г. принято решение о проведении зачета сумм 42 694 658,41 рубль, 113 382 873,23 рубля в счет уплаты текущих платежей по налогу на прибыль.
Считая, что решение инспекции об отказе в проведении зачета, принятое 12 марта 2008 г., не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Общество 25 апреля 2008 г. обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Заявление Общества принято к производству суда 26 мая 2008 г.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении требований, указал, что срок на зачет суммы излишне уплаченного налога, следует исчислять со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки по соответствующему налоговому периоду, либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 21, подп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа предусмотрен ст. 78 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Во втором абзаце пункта 3 статьи 78 НК РФ предусмотрена возможность проведения по предложению налогового органа или налогоплательщика совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@ утверждена форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Из положений пунктов 3.1 и 3.3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами" следует, что проведение сверки расчетов с бюджетом осуществляется для выявления и устранения расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом.
Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов при отсутствии расхождений не должен превышать 10 рабочих дней (п. п. 3.1.2, 3.1.3 Регламента). При выявлении разногласий процесс сверки усложняется. Срок ее проведения увеличивается до 15 дней.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Таким образом, законодатель установил два момента начала исчисления срока принятия решения о зачете излишне уплаченного налога:
дата подачи заявления о возврате (зачете);
дата подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, при условии, если такая сверка проводилась.
Исходя из системного анализа вышеуказанных норм действующего законодательства, налоговый орган после получения заявления налогоплательщика о проведении зачета излишне уплаченного налога обязан в течение 10 дней принять одно из следующих решений: о зачете сумм переплаты либо о проведении совместной сверки расчетов.
Как следует из материалов дела, налоговый орган после получения заявления налогоплательщика о проведении зачета от 22.02.08г., не принял ни одно из вышеуказанных решений.
12.03.08г., за пределами сроков, установленных ст. 78 НК РФ, инспекцией принято решение об отказе в проведении зачета. Отказ в проведении зачета мотивирован, тем, что срок камеральной проверки уточненных деклараций по налогу на прибыль не окончен. При этом, статей 78 НК РФ, не предусмотрена обязательность проведения камеральной проверки для принятия решения о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
Решение об отказе в проведении зачета переплаты по налогу может быть принято инспекцией исключительно по основаниям, предусмотренным НК РФ, в том числе при отсутствии у налогоплательщика переплаты, что установлено в ходе в ходе совместной сверки (так же в связи с отсутствием результатов камеральной проверки), либо при пропуске налогоплательщиком срока на подачу заявления о возврате (зачете) налога.
Отказ в проведении зачета по тем основаниям, что не окончен срок проведения камеральной проверки, Налоговым кодексом РФ не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, решение инспекции от 12.03.08г. N 11-09-04/03865 противоречит требованиям Налогового кодекса РФ.
Апелляционным судом признается несостоятельной ссылка налогового органа на Информационное письмо от 22.12.2005 N 98, в котором разъяснено, что срок, отведенный налоговым органам на возврат (зачет) излишне уплаченного налога (авансового платежа), - один месяц начинает исчисляться не раньше, чем завершится камеральная налоговая проверка по соответствующему налоговому (отчетному) периоду.
В пункте 11 информационного письма изложена позиция ВАС РФ в отношении порядка возврата излишне уплаченного налога, установленного ст. 78 НК РФ, действующей в редакции действующей до 01.01.2007г., которая не предусматривала порядка выявления и устранения расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом, путем назначения и проведения совместной сверки расчетов.
Кроме того, правовая позиция ВАС РФ, изложенная в информационном письме, не указывает на право налогового органа принимать решения об отказе в проведении зачета, в связи с неистечением срока проведения камеральной проверки, а определяет дату начала течения срока на возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов.
Однако, ошибочные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительным ненормативного акта налогового органа необходимо одновременно наличие двух обстоятельств: несоответствие акта требованиям действующего законодательства и нарушение актом прав и законных интересов налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, решением от 24.04.2008г. (л.д. 74) инспекция произвела зачет переплаты налога на прибыль в размере 42 694 658,41 рубль и 113 382 873,23 рубля в счет текущих платежей. Решение инспекцией принято до обращения налогоплательщика в арбитражный суд (25.04.2008г.). В материалы дела налогоплательщиком не представлено доказательств, что за период с 28.02.08г. по 24.04.08г. (с даты обращения до фактического проведения зачета) налоговым органом произведено начисление пени. Так же в соответствии с требованиями п. 10 ст. 78 НК РФ проценты могут быть начислены только за нарушение срока возврата налога. Отказ в проведении зачета не влечет начисления процентов.
При таких обстоятельствах, оспариваемым решением права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности не нарушены.
Доказательства, опровергающие данный вывод в материалы дела не представлены.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 августа 2008 г. по делу N А56-14347/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14347/2008
Истец: ОАО "АВТОВАЗ"
Ответчик: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N8