г. Санкт-Петербург
18 декабря 2008 г. |
Дело N А56-38954/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11953/2008) Северо-Западного управления Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2008 по делу N А56-38954/2008 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Северо-Западного управления Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к ООО "Транслес"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: Е.В. Самусова, дов. от 18.02.2008; М.А. Капитонов, дов. от 01.10.2008
от ответчика: Д.В. Патрикеев, дов. N 439/08 от 22.10.2008
установил:
Северо-Западное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Транслес" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.10.2008 заявление Управления оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение в связи с неправильной квалификацией судом понятия судовладельца по договору тайм-чартера. По мнению подателя жалобы, поскольку ответственным за найм, профессиональную пригодность экипажа и техническую эксплуатацию судна является Общество, то на него и должна быть возложена ответственность за осуществление деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества их отклонил, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда от 27.10.2008 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения лицензионных требований и условий в морском порту Выборг Управлением выявлено осуществление погрузки мазута и дизельного топлива в грузовые танки судна "Звезда Балтики", принадлежащего Обществу с ограниченной ответственностью "Транслес". Указанный факт, отраженный в акте от 01.09.2008 N Р/63, квалифицирован Управлением как нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а","г", "е" пункта 5 Положения "О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах", а потому 02.09.2008 Управлением вынесено определение N 8/08 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а 22.09.2008 составлен протокол N 11/08 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. В протоколе отражено, что:
- грузовая операция производилась на судно, пришвартованное к причалу N 5 Выборгского порта, выведенному из эксплуатации, что является нарушением подпункта "а" пункта 5 Положения "О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 490 (далее - Положение о лицензировании);
- топливо на судно подавалось с автотранспорта с использованием автомобильных насосов, что является нарушением подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании;
- погрузочно-разгрузочная деятельность производилась в отсутствие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, что является нарушением подпункта "е" пункта 5 Положения о лицензировании.
С заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований и условий Управление обратилось в арбитражный суд и просило назначить наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата или аннулирования лицензии.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что Управлением не доказаны ни событие правонарушения, ни вина Общества в его совершении, поскольку судно "Звезда Балтики" находилось в пользовании фрахтователя - ООО "Топливная Сервисная Компания", которому оно передано по договору тайм-чартер от 15.05.2008 N 1ТТ.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда от 27.120.2008 отмене не подлежит в силу следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 490 утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах. В пункте 5 названного Положения приведены лицензионные требования и условия, предъявляемые при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, которые, в том числе, включают: а) осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в соответствии с требованиями Правил морской перевозки опасных грузов; г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в собственности или на ином законном основании: производственных объектов (гидротехнических сооружений, крытых и открытых грузовых складов, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), используемых при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности и соответствующих требованиям Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; причала (причалов), оборудованного нефтетрубопроводом, непосредственно связанным с нефтебазой, соответствующей установленным нормам и правилам технической эксплуатации, используемого при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности по технологической схеме "причал - судно"; (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2008 N 544); е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии): плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов - в случае осуществления погрузки (разгрузки) нефти и нефтепродуктов; плана предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций при работе с опасными грузами - в случае осуществления погрузки (разгрузки) опасных грузов конкретного класса.
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:
а) неоднократное (2 раза и более) нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами "а", "д" и "е" пункта 5 настоящего Положения;
б) нарушения лицензионных требований и условий, следствием которых является транспортное происшествие, повлекшее: человеческие жертвы; причинение тяжкого вреда здоровью; причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек; причинение вреда окружающей среде.
Факт осуществления в морском порту Выборг погрузки мазута и дизельного топлива в грузовые танки судна "Звезда Балтики" с нарушением требований Положения о лицензировании подтверждается материалами дела. Между тем, из материалов дела также следует, что судно "Звезда Балтики" в проверяемый период эксплуатировалось Обществом с ограниченной ответственностью "Топливная Сервисная Компания" на основании договора тайм-чартера от 15.05.23008 N 1ТТ.
Отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность регулирует Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ).
В соответствии с положениями статьи 60 КВВТ на внутреннем водном транспорте аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и установленными главой 10 настоящего Кодекса правилами на основании договора между арендодателем - лицом, сдающим судно в аренду, и арендатором - лицом, принимающим судно в аренду (части 2, 3).
Согласно статьи 61 КВВТ арендодатель обязан обеспечить пригодность судна для целей, предусмотренных договором аренды, укомплектование экипажем и надлежащее снаряжение судна, а также безопасную техническую эксплуатацию судна, содержание его экипажа и наличие предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовых документов в соответствии с целями аренды. Члены экипажа судна являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, касающимся управления и технической эксплуатации судна.
Статьей 62 КВВТ при аренде судна с экипажем арендатор вправе от своего имени заключать договоры перевозки или буксировки без согласия арендодателя, если они не противоречат назначению и классу судна, а также целям, предусмотренным договором аренды. Члены экипажа судна подчиняются распоряжениям арендатора в части коммерческой эксплуатации судна. Арендатор обязан осуществлять все расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.
Аналогичные положения содержит Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Согласно пункту 4.4. договора от 15.05.2008 N 1ТТ судно передается для перевозки законных грузов по указанию фрахтователей.
В силу статьи 206 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна (пункт 2).
Пунктами 9.1 и 9.2 договора от 15.05.2008 N 1ТТ определено, что фрахтователи дают капитану необходимые распоряжения и указания по выполнению рейса, а капитан обязан подчиниться указаниям и распоряжениям фрахтователей в отношении вопросов коммерческой эксплуатации судна.
Из объяснений капитана судна (л.д. 45) следует, что грузовая операция на борту судна производилась по распоряжению, полученному от представителей ООО "Топливная Сервисная Компания". Такие же объяснения дал старший помощник капитана (л.д. 49).
Согласно статье 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статье 3 КВВТ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Из материалов дела следует, что судно эксплуатировалось Обществом с ограниченной ответственностью "Топливная Сервисная Компания" на основании договора тайм-чартера.
Таким образом, ответственным за использование судна "Звезда Балтики" на основании договора тайм-чартера от 15.05.2008 N 1ТТ, является фрахтователь, а потому суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным возложение на Общество ответственности за нарушение условий, предусмотренных лицензией, допущенное фрахтователем, которому также выдана лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах. В лицензии от 12.02.2008 серии МТ 1008 N 019300, выданной фрахтователю, указано, что перевозка нефтепродуктов осуществляется на танкере "Звезда Балтики".
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемого Управлением решения суда от 27.10.2008 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2008 по делу N А56-38954/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного управления Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38954/2008
Истец: Северо-Западное управление Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО "Транслес"
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11953/2008