г. Санкт-Петербург
16 декабря 2008 г. |
Дело N А56-19184/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11681/2008) ЗАО "Найт Фрэнк Санкт-Петербург " на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2008 по делу N А56-19184/2008 (судья Трохова М.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Найт Фрэнк Санкт-Петербург "
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: О.В. Безручко, дов. от 04.08.2008;
от ответчика: Е.В. Краснов, дов. N 2-д от 20.03.2007.
установил:
Закрытое акционерное общество "Найт Фрэнк Санкт-Петербург" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее - управление) от 17.06.2008 N 06-08/75-1/2 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 05.11.2008 суд отказал в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и удовлетворить заявление общества.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель управления их отклонил, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, управлением в период с 19.05.2008 по 07.06.2008 проведена проверка исполнения обществом требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). Результаты проверки отражены в акте от 07.06.2008 N 78.
В ходе проверки установлено, что общество зарегистрировано 16.05.2007, в проверяемом периоде осуществляло деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, что подтверждается агентскими договорами, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей код ОКВЭД 70.3, размещенной рекламой об оказании услуг. При этом выявлено, что общество в нарушение требований пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" не разработало и не согласовало в Федеральной службе по финансовому мониторингу правила внутреннего контроля, а также, вопреки требованиям пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ не фиксировало и не представляло в уполномоченный орган сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также о сделках с недвижимым имуществом.
По выявленным в ходе проверки фактам нарушения статьи 7 Закона N 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, в присутствии законного представителя общества 07.06.2008 составлен протокол N 06-08/75-1/2об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ.
Постановлением от 17.06.2008 N 06-08/75-1/2 управление привлекло общество к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. Кроме того, постановлением от 17.06.2008 N 06-08/75-1/1 общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ за
Общество оспорило постановление в арбитражный суд, поскольку посчитало, что оно незаконно привлечено к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение.
Суд первой инстанции отклонил заявление общества, установив наличие в его действиях состава административного правонарушения. Суд отклонил доводы общества о повторном привлечении к административной ответственности, указав, что обществом совершено два административных правонарушения. А оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт не подлежит отмене.
В соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Под обязательным контролем в силу статьи 3 данного Закона понимается совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ относятся, в числе прочих, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Данные организации обязаны идентифицировать организацию, являющуюся стороной в операции с денежными средствами или иным имуществом, и проверить, относится ли она к организации, в отношении которой имеются полученные в установленном в соответствии с Законом N 115-ФЗ порядке сведения о ее причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическому лицу, прямо или косвенно находящемуся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическому или юридическому лицу, действующему от имени или по указанию таких организации или лица.
При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, перечисленные в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 указанного закона сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Суд первой инстанции, изучив все представленные административным органом доказательства, установил, что общество оказывало посреднические услуги при осуществлении сделок с недвижимым имуществом. Общество эти обстоятельства не оспаривает.
При этом обществом не исполнены обязанности, возложенные на него Законом N 115-ФЗ, в том числе в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, общество не исполнило.
Кроме того, установлено и не оспаривается обществом, что им не исполнено требование пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ по разработке правил внутреннего контроля и программы его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Между тем, такая обязанность возложена на общество независимо от фактического осуществления посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а потому неисполнение этой обязанности является самостоятельным основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, возложена на организацию, оказывающую посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, только в случае фактического проведения операции с денежными средствами или иным имуществом.
Как указано выше, общество оказывало посреднические услуги при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, но не исполнило обязанность по фиксированию, хранению и представлению соответствующей информации, что образует самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ. Таким образом, суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что статьей 15.27 КоАП РФ сформулирована совокупность действий, образующих единый состав административного правонарушения.
Суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. Согласно названной норме при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Материалами дела подтверждается, что общество бездействовало как в части выполнения обязанности по разработке правил внутреннего контроля и программы его осуществления, так и в части выполнения обязанности по фиксированию, хранению и представлению информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Ссылка подателя жалобы на вступившее в законную силу решение Дзержинского суда Санкт-Петербурга об отмене постановления от 17.06.2008 N 06-08/75-2/2 , которым к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ был привлечен генеральный директор общества, также отклоняется апелляционным судом. Означенного решения в материалах настоящего дела не имеется. К тому же, как сообщили представители сторон, решение не содержит выводов об обстоятельствах, имеющих отношение к лицам участвующим в деле, ибо обстоятельства совершения административных правонарушений общество не оспаривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2008 по делу N А56-19184/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Найт Фрэнк Санкт-Петербург"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19184/2008
Истец: ЗАО "Найт Фрэнк Санкт-Петербург "
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11681/2008