г. Санкт-Петербург
18 декабря 2008 г. |
Дело N А21-4791/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Петренко Т.И.
судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Марковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10950/2008) ЗАО "ЕТС" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.09.2008 по делу N А21-4791/2008 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ЗАО "ЕТС"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (Россельхознадзор)
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: Лукина Е.В. по доверенности от 10.12.2008;
от ответчика: Яковлева С.А. по доверенности N 2810 от 08.12.2008;
Зенкова В.Г. по доверенности N 2811 от 08.12.2008.
установил:
Закрытое акционерное общество "ETC" (далее - заявитель, ЗАО "ЕТС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (далее -Управление Россельхознадзора), связанных с проведением проверочных мероприятий, в том числе по составлению протоколов N 15 от 20.05.2008, N 1 от 30.05.2008, N 34 от 31.07.2008, вынесением предписания N 197 от 27.05.2008.
Решением от 29.09.2008 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ЗАО "ЕТС" подало апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт, в котором удовлетворить заявленные требования. В обосновании своей правовой позиции податель жалобы сослался на то, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на ее удовлетворении. Представители Управления Россельхознадзора возражали против ее удовлетворения, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 54-р от 21.04.2008 сотрудниками Управления Россельхознадзора 20.05.2008 проведена плановая проверка деятельности ЗАО "ЕТС" по соблюдению ветеринарного законодательства.
В период с 20.05.2008 по 27.05.2008 проводились проверочные мероприятия, по результатам которых составлен Акт N 421 от 27.05.2008 и установлены следующие нарушения ветеринарно-санитарных правил:
- предприятие находится в санитарно-защитной зоне птицеводческого предприятия (нарушение СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных нормативов");
- территория предприятия не огорожена, частично не асфальтирована захламлена (нарушение санитарных правил для предприятий мясной промышленности п/п. 2.7. п. 2, п/п. 2.1. п. 2);
- для хранения импортного мясного сырья используются холодильные камеры, не имеющие ветеринарно-санитарной аттестации (нарушение указания главного государственного ветеринарного инспектора РФ N 13-7-40/557 от 01.06.1999 "Об усилении контроля за переработкой и хранением импортного мясосырья");
- не соблюдаются температурные режимы хранения импортного мясосырья (в холодильной камере N 2 температура -10°С) (нарушение Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" ст. 19, СанПиН от 21.05.2003 N 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" п/п. 3.3.2. п. 3);
- кишечное сырье хранится без соблюдения температурных режимов (нарушение Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" ст. 19, СанПиН от 21.05.2003 N 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" п/п. 3.3.2 п. 3);
- пересечение "чистых" и "грязных" путей технологического процесса (нарушение санитарных правил для предприятий мясной промышленности п/п. 2.4 п. 2);
- бытовые помещения для работников предприятия не оборудованы по типу санпропускника (нарушение санитарных правил для предприятий мясной промышленности п/п. 10.1 п. 10);
- перед туалетом отсутствует вешалка для санитарной одежды (нарушение санитарных правил для предприятий мясной промышленности п/п. 10.3 п. 10);
- в цехе обвалки происходит дефростация при температуре +18°С без удаления импортной упаковки (нарушение санитарных правил для предприятий мясной промышленности п/п. 8.3 п. 8);
- на участке приготовления колбасных изделий отсутствует термометр (нарушение санитарных правил для предприятий мясной промышленности п/п. 2.8 п. 2);
- опилки подаются через производственные помещения (нарушение санитарных правил для предприятий мясной промышленности п/п. 8.15 п. 8);
- в производственных цехах отсутствуют раковины для мытья рук (нарушение санитарных правил для предприятий мясной промышленности п/п. 4.8 п. 4);
- отсутствует специально выделенный шкаф для хранения уборочного инвентаря, моющих средств (нарушение санитарных правил для предприятий мясной промышленности п/п. 6.13 п. 6);
- полы в цехах с выбоинами (нарушение санитарных правил для предприятий мясной промышленности п/п. 6.5 п. 6);
- не соблюдается программа производственного и технологического контроля, не проводится микробиологического исследования смывов с рук и одежды рабочих, воздуха цеха (нарушение Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" ст. 22);
- журнал учета мойки тары, журнал учета бьющихся предметов не пронумерован, не прошнурован;
- мусорные контейнеры не соответствуют ветеринарно-санитарным нормам (нарушение санитарных правил для предприятий мясной промышленности п/п. 2.8 п. 2);
- мусорные контейнеры не подвергаются дезинфекции (нарушение санитарных правил для предприятий мясной промышленности п/п. 2.9 п. 2).
20.05.2008 в присутствии представителей предприятия: генерального директора Рихтера В.Р., ветеринарного врача Букальскене О.М. сотрудником ФГУ "КМВЛ" М.Н. Чехониной был произведен отбор проб сырья: говядины мороженой, печени свиной мороженой, щековины свиной мороженой, лопатки свиной мороженой, тримминга свиного мороженого, рульки свиной мороженой, шпига свиного мороженого (акты отбора от 20.05.2008) на исследования по СанПиН, произведен отбор смывов с оборудования, инвентаря, рук рабочих (направление от 20.05.2008) на исследование на сальмонеллез, кишечную палочку.
В связи с отсутствием ветеринарно-санитарной аттестации и несоблюдением температурного режима хранения мясосырья холодильные рефконтейнеры N 1, N 3 N 4, N 5 опечатаны до получения результатов лабораторных исследований и проведения аттестации.
По результатам исследований (экспертиза от 26.05.2008 N 1/481-490) в пробах смывов с оборудования и инвентаря (проба N 2- формовочный стол колбасного цеха, N 3 - руки рабочей колбасного цеха, N 10 - стол для инвентаря в колбасное цехе), обнаружена кишечная палочка.
В результате данного мероприятия Управлением Россельхознадзора вынесены: Постановление N 8 от 23.05.2008 о привлечении ЗАО "ETC" к административной ответственности по статье. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, Предписание N 197 от 27.05.2008, которым установлен срок устранения выявленных нарушений - до 30 июня 2008 года, а также протокол N1 от 30.05.2008 о запрещении деятельности предприятия.
В соответствии с приказом N 195 от 23.07.2008 Управлением Россельхознадзора назначена проверка исполнения предписания в период с 24.07.2008 по 23.08.2008, в результате чего составлен протокол N 34 от 31.07.2008 об административном правонарушении по факту неисполнении предписания.
ЗАО "ЕТС", не согласившись с указанными выше действиями обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Россельхознадзора, связанных с назначением и проведением проверочных мероприятий.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Обществу, в полном объеме оценил все обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Апелляционный суд, ознакомившись с материалами дела, выслушав доводы представителей сторон, считает, что законных оснований для переоценки выводов и отмены решения суда первой инстанции не имеется, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Закона "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1 (в редакции Федерального закона от 30.12.2001 N 96-ФЗ) (далее - Закон "О ветеринарии") под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются: контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации; осуществление государственного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора.
Согласно абзацу 8 статьи 1 Закона РФ "О ветеринарии" "задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии". В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона РФ "О ветеринарии" в систему государственной ветеринарной службы РФ входят: федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы.
Пункт 4.1 названной статьи устанавливает, что задачами Государственной ветеринарной службы РФ являются обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии. Для выполнения возложенных на нее функций Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору предоставлены, в том числе и полномочия на осуществление в установленных законодательством Российской Федерации случаях надзора за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности, а также контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе Российской Федерации (включая пункты пропуска через государственную границу) и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном отношении поднадзорных грузов (пункты 5.1.1 и 5.5 Положения N 327).
Подпункт "д" пункта 6 Постановления Правительства РФ N 201 от 08.04.2004 гласит, что к "вопросам Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" относит функции по осуществлению надзора за соблюдением юридическими лицами законодательства Российской Федерации в закреплённой сфере деятельности, в том числе надзора за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.
Пункт 6.1 Положения о Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утверждённого Постановлением Правительства N 327 от 30.06.2004 даёт право инспекторам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности, организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности.
Пункт 6.4 этого же Положения дает также право применять предусмотренные законодательством меры ограничительного характера, направленные на недопущение и или ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации.
Как видно из имеющихся в материалах дела документов, Управление Россельхознадзора в ходе проведения проверочных мероприятий руководствовалось Инструкцией по порядку и периодичности контроля за содержанием микробиологических и химических загрязнителей в мясе, птице, яйцах и продуктах их переработки, утверждённой Минсельхозпродом 27.06.2000, в соответствии с которой смывы с поверхностей технологического оборудования и т. д. производятся в обязательном порядке.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у Управления Россельхознадзора полномочий для осуществления соответствующих проверок. Такой же вывод следует из пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве безопасности пищевых продуктов", в соответствии с которым государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются, в том числе федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора Российской Федерации.
Апелляционный суд нашел ошибочным мнение представителя Общества о том, что Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное Приказом Минсельхоза N 171 от 13.06.2006 не может расширять полномочия Россельхознадзора, так как в соответствии с пунктом 5.23 Постановления Правительства РФ N 327 объем полномочий определяется исключительно нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации, а также законами.
Согласно пункту 9.9 Постановления Правительства Российской Федерации N 452 от 28.07.2005 "О типовом регламенте внутренней организации Федеральных органов исполнительной власти" руководителю федеральной службы или федерального агентства, находящихся в ведении федерального министерства, предоставлены полномочия по утверждению положения о территориальном органе в соответствии с типовым положением о территориальном органе соответствующей федеральной службы или федерального агентства, утвержденным приказом федерального министерства.
Таким образом, объем полномочий, а также порядок их осуществления Правительство Российской Федерации делегировало руководителям соответствующих Федеральных служб. Поэтому доводы заявителя относительно того, что проверка Управление Россельхознадзора проведена с превышением полномочий отклонены.
Вместе с тем, в материалах дела имеется Постановление судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 24.06.2008, в котором Закрытое акционерное общество "ETC" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.6 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде приостановления деятельности мясоперерабатывающего предприятия ЗАО "ETC" сроком на пятнадцать суток.
Решением Калининградского областного суда по жалобе ЗАО "ETC" на постановление Гурьевского районного суда от 24.06.2008 установлено, что протокол об административном правонарушении содержит правильную квалификацию административного правонарушения, составлен правомочным лицом, в пределах компетенции Управления Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области, так же как и действия по отбору проб и взятию смывов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий произведены в соответствии с Инструкцией. Решение вступило в законную силу и факты установленные в нем не нуждаются в доказывании вновь, согласно пункту 3 статьи 69 АПК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ полно и всесторонне оценил представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, сделав обоснованный вывод о признании законными действий Управления Россельхознадзора, связанных с проведением проверочных мероприятий по деятельности предприятия ЗАО "ЕТС" и выразившихся в привлечении Общества к административной ответственности по статье 10.8 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.09.2008 по делу N А21-4791/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.И. Петренко |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4791/2008
Истец: ЗАО "ЕТС"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (Россельхознадзор)
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10950/2008