г. Санкт-Петербург
16 декабря 2008 г. |
Дело N А56-23548/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Т.И.Петренко, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11448/2008) Межрайонной ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2008 по делу N А56-23548/2008 (судья Цурбина С.И.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ПИТЕРАВТО"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Карпунина А.И. - доверенность от 27.08.2008
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 17.06.2008 N 10/021104 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 09 октября 2008 года заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, административным органом не было допущено процессуальных нарушений при составлении протокола по делу об административном правонарушении, поскольку в адрес общества было направлено извещение о времени и месте составления протокола, однако заявитель в инспекцию не явился, в связи с чем протокол был составлен в отсутствие законного представителя общества.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Питеравто", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20 мая 2008 года Межрайонной ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу на основании поручения N 10/021104 от 19.05.2008 проведена проверка ООО "ПИТЕРАВТО", на предмет соблюдения требований Федерального закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
В ходе проверки принадлежащего обществу маршрутного такси N К-118 (гнз. АВ 889 78 RUS), осуществляющего движение по маршруту: Санкт-Петербург ст. м. Удельная - ст. м. Ладожская, сотрудниками налогового органа установлен факт осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) и без выдачи бланков строгой отчетности: водителем Морару А.С. были произведены расчеты по оплате за услуги пассажирской перевозки двух пассажиров стоимостью 44 рубля без применения контрольно-кассовой машины и без выдачи бланков строгой отчетности.
По результатам проверки составлен акт от 20.05.2008 N 021104.
02.06.2008 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10/021104, на основании которого инспекцией вынесено постановление от 17.06.2008 N 10/021104, согласно которому ООО "ПИТЕРАВТО" привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Питеравто" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление в связи с нарушением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции материальных и процессуальных норм, выслушав доводы представителя инспекции, не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено обязательное составление протокола о совершении административного правонарушения (за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 Кодекса).
В соответствии с положениями частей 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе; им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись (пункт 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса. При надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении названный протокол может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных последнему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 02.06.2008 N 10/021104 составлен без участия законного представителя ООО "Питеравто". Доказательств направления в адрес общества требования N 10/021104 от 26.05.2008 (л.д.28) о явке 02.06.2008 в 10-00 для составления протокола об административном правонарушении Инспекцией в материалы дела не представлено. Из представленных в материалы дела копий уведомлений о вручении также не усматривается, что общество было извещено надлежащим образом о составлении протокола 02.06.2008.
Таким образом, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, было лишено возможности давать объяснения и замечания по содержанию протокола, ему не были разъяснены его права и обязанности.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Нарушение административным органом положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, носит существенный характер и является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа в силу части 2 статьи 211 АПК РФ.
Кроме того, инспекцией не доказана законность получения доказательств, подтверждающих событие правонарушения.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как усматривается из материалов дела и не опровергнуто представителем инспекции в судебном заседании, в ходе осуществленных проверочных мероприятий услуга по перевозке была оказана инспекторам, проводившим проверку. То есть, по сути в целях выявления правонарушения инспекторами была проведена проверочная закупка.
Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом на проведение оперативно-розыскные мероприятия, в том числе правом на приобретение товаров, работ и услуг в ходе таких мероприятий.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Данная правовая позиция также отражена в Постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 02.09.2008 N 3125/08.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление правомерно признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 октября 2008 года по делу N А56-23548/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Т.И. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23548/2008
Истец: ООО "ПИТЕРАВТО"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11448/2008