г. Санкт-Петербург
22 декабря 2008 г. |
Дело N А21-6232/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Блажко А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11592/2008) ГУ - Калининградское отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.08 по делу N А21-6232/2008 (судья Приходько Е.Ю.), принятое
по иску (заявлению) ГУ - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
к МУП МО 216/13 ГУИН Минюста России по УИН Калининградской области
о взыскании 1 000 руб.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
установил:
Государственное учреждение - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее отделение Фонда) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Государственного унитарного предприятия учреждения ОМ-216/13 ГУИН Минюста России по УИН Калининградской области (далее Предприятие) штрафа в размере 1 000 руб. за нарушение Предприятием установленного Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закон N 125-ФЗ) срока представления отчетности за первый квартал 2008 года.
Решением суда от 02.10.08 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе отделение Фонда просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению подателя жалобы к отношениям по обязательному социальному страхованию не могут применяться положения Налогового кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, отделением Фонда было установлено, что Предприятие, зарегистрированное в качестве страхователя с 26.05.2000, не представило расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ за первый квартал 2008 года.
25.04.08 отделением Фонда принято решение от 25.04.08 N 84 БГР о привлечении Предприятия к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 руб. за непредставление в установленный срок расчетной ведомости по расходу средств отделения Фонда за 1 квартал 2008 года.
На основании указанного решения отделение Фонда направило Предприятию требование об уплате штрафа от 25.04.08 N 84БГР.
Неисполнение в добровольном порядке указанного требования явилось основанием для обращения Отделения фонда в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 19 Закона N 125-ФЗ предусмотрена ответственность за совершение правонарушений в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в частности, пункт 6 части 1 указанной статьи предусмотрена ответственность за нарушение срока представления отчетности (сведений) в исполнительные органы Фонда социального страхования.
Согласно статье 24 Закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в исполнительные органы фонда по месту своей регистрации отчетность по форме, установленной фондом. Нарушение установленного срока представления или непредставление страхователями установленной отчетности влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что действия Предприятия образуют состав вмененного ему правонарушения.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно установлено, что отделением Фонда нарушен порядок привлечения к ответственности, установленный главами 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.
Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только в порядке, установленном главами 14 и 15 Кодекса, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.
Согласно статье 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
Поскольку в данном случае отделение Фонда выявило правонарушение не в ходе камеральной проверки, а в результате проведения иных мероприятий контроля, то дело о привлечении Предприятия к ответственности должно рассматриваться в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт, делается соответствующая отметка в этом акте.
В силу пункта 4 статьи 101.4 НК РФ акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте, и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.
В силу пункта 12 статьи 101.4 несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового органа является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Материалами дела подтверждается, что решение отделения Фонда от 25.04.08 N 84БГР о привлечении Предприятия к ответственности вынесено без составления акта, без извещения Предприятия о месте и времени рассмотрения акта ( рассмотрения материалов проверки, принятия решения), без предоставления лицу, привлекаемому к ответственности, возможности привести доводы в свою защиту.
С учетом изложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что отделением Фонда нарушен установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок производства по делу о налоговом правонарушении, что в данном случае влечет незаконность решения страхователя о привлечении Предприятия к ответственности, а, следовательно, и отсутствие оснований для взыскания с Предприятия штрафа.
Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.08 принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины, если они обращаются в арбитражные суды в защиту государственных и (или) общественных интересов, уплаченная отделением Фонда госпошлина при подаче апелляционной жалобы подлежит возврату подателю жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.08 по делу N А21-6232/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 руб. по платежному поручению N 14393 от 29.10.08.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6232/2008
Истец: ГУ-Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: МУП МО 216/13 ГУИН Минюста России по УИН Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11592/2008